Саткинец Алексей Михайлов вернул миру уникальное издание Библии времён Ивана Грозного
Имя иконописца, реставратора и собирателя икон Алексея Михайлова неизвестно саткинцам. Художник никогда не афишировал род своих занятий, не выставлял свои работы на вернисажах. Он лишь однажды согласился прийти на мероприятие в краеведческий музей и рассказать про традиции саткинской иконописи и местных реставраторов, где мы с ним и познакомились.
А уж когда Алексей Владимирович заглянул к нам в редакцию, и мы проговорили больше двух часов без остановки, то открылись такие удивительные истории из жизни этого человека, что сразу захотелось поведать их вам. Этих историй хватит на целый цикл очерков. Начнём с главного – восстановим историческую справедливость.
Тот самый житель Сатки
В 2021 году Челябинская областная универсальная научная библиотека сообщила о завершении оцифровки 149 редких изданий и 39 книжных памятников. Среди них самая древняя книга из фондов Публичной библиотеки– «Острожская Библия», шедевр печатного искусства эпохи Ивана Грозного. Книга издана на церковнославянском языке в городе Остроге в 1581 году русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
«Острожская Библия» – первое полное издание Библии на церковнославянском языке, подготовленное совместными усилиями православного князя Константина Острожского и кружка учёных, собранного вокруг Острожской школы (академии). Издание опубликовано в Острожской типографии первопечатником Иваном Фёдоровым в 1581 году по благословению игумена Иова. Книга был издана огромным для XVI века тиражом – 1500 экземпляров, из которых дошли до нас всего 350 книг.
Экземпляр «Острожской Библии», который в 1985 году передал в Челябинскую областную универсальную научную библиотеку саткинец Алексей Михайлов, имеет высокую степень сохранности.
Древняя книга хранится в отдельном боксе в специальном помещении. Там поддерживают нужную температуру и влажность, как и для остальных редких книг.Просто полистать её не получится. Достают редкость раз в несколько лет, библиотекарь в перчатках аккуратно листает её. Но даже так увидеть её могут только священнослужители или журналисты. А для остальных её отсканировали. Прочитать её можно на портале ЧОУНБ в разделе «Уральская электронная библиотека»https://chelreglib.ru/ru/ssearch/results
«В библиотеке «Острожская Библия» оказалась спустя 400 лет: в 1985 году книгу привёз сюда житель города Сатки. А вот как она попала к нему, неизвестно», – сообщали тогда челябинские газеты.И больше – ни слова о том, кто же этот таинственный саткинец, что отыскал и передал в Публичную библиотеку этот подлинный шедевр древнерусского искусства. Очевидно, и местные журналисты в своё время не потрудились отыскать этого человека. А он ведь здесь, рядом, сидит передо мной!
Алексей Владимирович перелистывает страницы книги «Хранители русской иконы», к которой написал предисловие. Книга рассказывает об обширной коллекции икон предпринимателя Юрия Китова, отреставрированных в его мастерских. В предисловии есть маленький фрагмент про «Острожскую Библию», где вскользь упоминается фамилия Михайлова.
«Уникальной находкой в Сатке была «Острожская Библия» первопечатника Ивана Фёдорова, 1581 года издания. Это один из лучших и полных по сохранности экземпляров Библии, находящихся в музейных собраниях России»,– цитирует Алексей Михайлов собственное предисловие. – И это чистая правда. А нашёл я эту книгу в подвале дома на улице Куйбышева, там же, где хранили картошку. Её привезли из Рязанской области, вероятно, она принадлежала верующей бабушке из богатой купеческой семьи. При Иване Грозном за эту Библию отдавали целые деревни.
В нужные руки
В 1985-м, когда священная книга XVI века случайно попала в руки Алексея Михайлова, он уже разбирался в иконописи, умел читать по-старославянски. Его настольными книгами были «Письма из Русского музея» и «Чёрные доски» Владимира Солоухина. Последняя книга повествует о том, как один человек, собиратель икон, пытается сохранить уникальное наследие Древней Руси. Он тоже к тому моменту стал собирателем разных древностей. Уникальные находки буквально шли ему в руки.
Алексей Владимирович вспоминает, как в 1970-е годы, когда ломали Палениху, а людей переселяли в другой район города, многие просто оставляли свои дома вместе с мебелью и предметами утвари.
– Мы с ребятами находили в домах на Паленихе много ценных вещей. Бывало, вскроем полы – а под ними лежат запасы мыла с царскими гербами. Среди нас был нумизмат, мы искали монеты – и находили их в щелях пола. Находили даже идеально сохранившиеся монеты середины XIXвека.Кое-что я передавал в музей: роскошное резное зеркало, пороховницу из корня дерева, иконы, – рассказал саткинец.
Реставрировать иконы мужчина начал в 1990-х годах. Тогда он уволился с комбината «Магнезит», в 1986-м организовал кооператив. Делали сувениры из гипса, деревянные шкатулки с имитацией живописи Палеха – и очень хорошо зарабатывали. Потом задумал открыть производство мягкой мебели, закупил оборудование и материалы, собирался ехать за новыми станками в Польшу.
– Но пришёл 1991-й год. Всё рухнуло, у меня «сгорели» деньги, из обеспеченных людей я в один момент стал нищим, – делится Алексей Владимирович. – Стал думать, чем заняться. В иконах я разбирался, рисовать любил и умел с детства, поэтому пробовал себя в живописи и прикоснулся к иконописи. Стал коллекционировать старинные иконы и зарабатывать на реставрации и написании образов святых. Занимался этим не только из-за денег, но и из любви к искусству.
Проверка на подлинность
– Конечно, я опешил в первую минуту. 1581-й год? Шестнадцатый век? Не может такого быть! Главное, что все листы в книге на месте, и она в кожаном переплёте. Я долго сомневался, вспомнил про репринтные издания «Острожской Библии» в 1880-е годы, но проверил бумагу и водяные знаки (есть специальный учебник по водяным знакам), всё совпадало, – вспоминает коллекционер.
С уникальной книгой в руках Алексей Михайлов и Юрий Китов приехали в отдел редких книг областной универсальной научной библиотеки. Заведующая отделом позвонила доктору филологических наук, единственному специалисту по древнерусской христианской литературе.
– Слышим из трубки возгласы профессора: «Да неужели?! Сейчас бегу-бегу». Приезжает, взлохмаченный, в возрасте, говорит: «Ребята, это сенсация, нет никакого сомнения!» – продолжает рассказ мужчина. – Мы ему говорим: «Так обложка-то новая!» Деревянная доска, обтянутая кожей, с тиснением. Оказалось, этому экземпляру Библии повезло: очевидно, священную книгу как реликвию передавали из поколения в поколение, и в 18 веке кто-то заботливо переплёл рассыпавшиеся страницы в бычью кожу. Причём обложка оказалась точной копией «родной», фёдоровской обложки.
Спрашиваю у Алексея Владимировича, в чьём же подвале хранилась эта уникальная, не имеющая цены книга. Он не хочет называть фамилию этого человека, говорит, он внук той набожной бабушки. Просто однажды они сидели, курили вместе на лавочке возле дворца культуры «Магнезит», а внук возьми и скажи коллекционеру: «У меня там в подвале книги какие-то церковные валяются, после бабушки остались, забери их».
– Я в подвал-то зашёл, эту книгу открыл и замер, перечитал по-церковнославянски, убедился, что это действительно издание первопечатника Ивана Фёдорова. Товарища спрашиваю: «Сколько я тебе должен?» А он: «Да забирай так! Ничего не должен», – говорит мужчина.
Так книга из бабушкиного сундука попала в областную Публичную библиотеку, сегодня она является экспонатом № 1 в хранилище редких книг.
Подготовила Светлана КУЛАГИНА
Фото автора и из фондов редкой книги ЧОУНБ.