Автор: В. В. Фалеева — психолог ГБПОУ «1-й МОК», Москва
Как вы думаете, насколько важно сегодня умение ориентироваться в пространстве? Какова была бы наша жизнь, если нам не была бы доступна эта функция психики?
Мы садимся в автомобиль, чтобы доехать до работы... «Стоп! — скажете вы: — У меня же есть навигатор, он доведет меня куда угодно!» Да, безусловно, сегодня навигатор значительно облегчает жизнь, однако умение сопоставить электронное изображение с реальными дорогами, поворотами, развилками и знаками навигатор не заменит. Тем более что и у него могут случаться сбои. И тогда на помощь приходит... Что? Конечно, дорожные указатели и умение читать схемы, ориентироваться на местности. А успешное вождение автомобиля в принципе невозможно без развития пространственных функций.
Вы можете возразить, сказав: «У меня нет машины, и мне это не нужно». Тогда, направляясь куда-то, мы заходим в метро. Но без навыка чтения карты метро, сопоставляя графические знаки и символы с реальной подземной действительностью, мы вряд ли доедем в пункт назначения, не заблудившись. Часто в жизни нам нужно:
— рассчитать время, чтобы вовремя успеть в различные места и сделать все необходимые дела;
— спланировать покупку мебели, чтобы она была не только многофункциональна, но и экономично занимала пространство в наших небольших квартирах или дачах;
— собрать по схеме мебель, предметы интерьера или спланировать будущий ремонт;
— компактно загрузить посудомойку или багажник автомобиля;
— отправиться в лес за грибами и при этом не заблудиться;
— в гипермаркете, зоопарке, парке или незнакомом городе нам тоже нужно сориентироваться на местности.
Все перечисленное невозможно сделать без навыков развития пространственных функций. От них в какой-то степени зависит успешность и качество нашей жизни.
Сегодня в своей работе мы все чаще и чаще встречаем детей с трудностями усвоения и понимания пространственной ориентации, особенно детей с ОВЗ. Почему так важно развивать пространственные представления у ребенка? На что влияют в будущем плохо развитые пространственные функции? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к теории.
Пространственные функции — это один из базовых компонентов психического развития, который одновременно является предпосылкой развития высших психических функций и аффективно-эмоциональной сферы. Что это значит? Для наглядности и понимания представим психическое развитие ребенка в виде дерева.
В зависимости от того, насколько толстым, высоким, устойчивым и выносливым будет ствол дерева, настолько же крона дерева будет сочной, густой и обширной. Другими словами, высокое и качественное развитие базовых составляющих психики обеспечивает высокий уровень интеллектуального, волевого и чувственно-эмоционального развития ребенка, от чего зависит дальнейшая учеба в школе и качество жизни уже во взрослом возрасте.
Рассмотрим подробнее модель психического развития ребенка в разрезе формирования пространственных функций. Когда малыш рождается, первыми формируются ощущения — зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые, обонятельные. Через ощущения малыш понимает, что приятно, что неприятно, что вызывает комфорт, а что — дискомфорт. На основе ощущений формируется восприятие образа, представление, включающее комплекс различных ощущений, то есть восприятие формируется посредством синтеза ощущений. Например, ребенок слышит голос мамы, чувствует запах ее молока, тактильно ощущает ее прикосновения. Со временем малыш отличает голос мамы от остальных голосов. Это касается и других ощущений, полученных от матери. Так на их основе формируется восприятие образа мамы, представление о ней, а в дальнейшем таким же образом — и другие элементарные представления. Уже в этом маленьком возрасте формируется восприятие пространства: ребенок ощущает себя в пространстве, когда он на руках, когда лежит в кроватке, когда стоит или сидит, когда его качают, зрительно начинает определять, насколько далеко или близко мама. Когда мама рядом, малыш спокоен и доволен, если мама отходит далеко — начинает капризничать, плакать.
В формировании восприятия пространства ведущая роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Однако наибольшую информацию о пространстве (до 95 % — Ф. Кликс) человеку дает зрение: глаза являются неким «измерительным приборчиком», который на расстоянии определяет, насколько далеко или близко предмет, какой он по форме, по величине, какой у него контур, где он находится, движется он или стоит на месте.
Таким образом, пространственные функции как будто изящно вплетаются и встраиваются в дальнейшее психическое развитие познавательных процессов. Развитие пространственных представлений является одним из ведущих компонентов в формировании у ребенка учебных навыков и оказывает существенное влияние не только на дальнейшее обучение в школе, но и будущую жизнь уже взрослого человека.
Уважаемые читатели! В дошкольной и школьной педагогике нет такового предмета «Пространственная ориентация», но при этом нет ни одного предмета, изучение которого не опиралось бы на знание, понимание и умение ориентироваться в пространстве. Как же мы можем помочь своим воспитанникам их развить?
Существуют следующие этапы коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию пространственных представлений.
- Развитие представлений о схеме собственного тела (вертикальная, горизонтальная и латеральная плоскости).
- Развитие расположения объектов относительно собственного тела.
- Понимание пространственных отношений внешних объектов между собой.
- Пространственные отношения на плоскости.
В данной статье мы подробно рассмотрим этап «Пространственные отношения на плоскости».
В своей практике по работе с детьми с ОВЗ я столкнулась с тем, что дети после проведенной коррекционно-развивающей работы по первым трем этапам начали ориентироваться в трехмерном пространстве. Однако при этом пространственная ориентация на плоскости, а именно на листе бумаги, для них была недоступна. Таким образом, родился дополнительный этап коррекционно-развивающей работы с детьми — этап перехода с объемного на плоскостной уровень ориентации в пространстве. Вместе с ним были разработаны соответствующие методики.
Далее представлены авторские методики перехода с объемного на плоскостной пространственный уровень и освоения пространственной ориентации на плоскости в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
I этап
Методика заключается в том, что сначала дети определяют, где находится верх и низ у объемного предмета. Далее им предлагается найти верх и низ у такого же предмета, но уже у плоскостного. Только после этого детям нужно определить, где верх и низ на листе бумаги, очертив при этом каждую из пространственных зон.
Крайне важно очерчивать зону пространства на листе бумаги и также важно, чтобы ребенок это делал сам, так как пространственная зона обретает физическую, видимую, четкую границу, и ребенок с ОВЗ легче понимает и усваивает пространственное ориентирование на плоскости. Известно, что детям с ОВЗ сложнее даются навыки рисования, поэтому его можно заменить плоскостным конструированием.
Рассмотрим применение методики на практическом примере.
🎈 Игра «Построй домик»
Раздаточный материал: 3 корзинки с объемными и плоскостными фигурами, чистый белый лист бумаги формата А4, карандаш, линейка, корзинка № 1 — куб, треугольная призма, корзинка № 2 — квадрат, треугольник, корзинка № 3 — синие/голубые прямоугольники, зеленые треугольники, желтый круг, 5 красных треугольников.
Ход игры
Предлагаем детям построить домик из объемных фигур — куба и треугольной призмы. Спрашиваем: «Где у домика верх? Что у домика наверху?» (Крыша, треугольная призма.) Просим детей показать рукой. «А где у домика низ? Что у домика внизу?» (Кубик, куб.) Дети также показывают рукой.
Рядом с объемным домиком предлагаем детям построить домик из плоскостных фигур. Обращаем внимание на то, что домик из плоских фигур лежит на столе, а домик из объемных фигур — стоит. Дети также находят и показывают верх и низ у плоского домика.
Даем детям лист бумаги формата А4 в горизонтальном положении и спрашиваем: «У листа есть верх? У объемного домика есть верх, у плоского домика есть верх и у листа тоже есть верх». Показываем детям, где верх у листа, просим провести рукой. «Что находится наверху? Небо». Предлагаем детям выложить из голубых прямоугольников вверху листа небо.
Далее дети очерчивают карандашом по линейке линию — верх листа.
После этого спрашиваем: «Где у листа низ?» Показываем детям, где находится низ у листа, просим их провести рукой и показать, где находится низ у листа. «Ребята, вверху у нас небо. А внизу что может быть? Конечно, трава». Предлагаем детям выложить из зеленых треугольников внизу листа травку.
Далее дети очерчивают карандашом по линейке линию — низ листа.
«Ребята, вверху у нас небо, внизу — травка растет, а что между верхом и низом? Как называется область листа между верхом и низом? Это середина». Предлагаем детям выложить в середине листа цветочек из круга и треугольников.
Далее рекомендуется провести несколько занятий на закрепление материала: 1—2 занятия будут включать графическое очерчивание пространственных зон, а последующие занятия — без очерчивания пространственных зон. Для лучшего усвоения материала важно сохранять следующую последовательность:
- Находим верх листа.
- Находим низ листа.
- Находим середину листа.
🎈 Игра «Волшебные художники»
Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог говорит: «Ребята, я предлагаю вам отправиться в волшебную страну и превратиться в художников. Раз, два, три — в волшебную страну нас отнеси! Мы оказались в волшебной стране и стали художниками, но не обычными, а волшебными. Обычные художники рисуют картины, а волшебные художники могут строить картины. Давайте и мы с вами построим картины».
Детям предлагается занять места за столами и построить картины из геометрических фигур на листе бумаги формата А4, расположенном в горизонтальном положении.
Как я писала выше, сохраняем последовательность выкладывания картин.
- Вверху листа выложите, пожалуйста, небо из синих треугольников.
- Внизу листа выложите, пожалуйста, дорожку из квадратов.
- В середине листа выложите, пожалуйста, гусеницу из кругов.
Когда дети усвоили верх, низ и середину листа в горизонтальном положении, лист располагается вертикально, и дети выкладывают картины на листе, расположенном в вертикальном положении. По мере усвоения детьми пространственных зон на плоскости последовательность выкладывания картин может меняться.
Примеры картин представлены ниже.
Вверху — небо, внизу — тропинка, в середине — воздушные шары
Вверху — паровоз с вагонами из треугольников, внизу — вагоны из кругов, в середине — вагоны из квадратов
Вверху — небо, внизу — море, в середине — кораблик
Вверху — солнце, внизу — заборчик, в середине — птичка
Вверху — облака, внизу — травка, в середине — самолет
Когда понятия «верх», «низ» и «середина» листа усвоены, переходим к следующему этапу.
II этап
Следующим этапом методики является усвоение детьми расположения на листе слева и справа. Ребенку крайне сложно отличить лево и право, поэтому на начальном этапе на левую руку надевается браслетик или резиночка яркого цвета. Браслет является физически видимым ориентиром для ребенка, означающим, что рука с браслетом — левая. Браслет надевается именно на левую руку, потому что в будущем в школе ребенок будет делать все слева на право [3].
Как правило, после I этапа дети очень хорошо усваивают, где находится середина, — с нее лучше и начать. Далее дети также очерчивают пространственные зоны карандашом по линейке.
Рассмотрим на примере.
Раздаточный материал: корзинка с геометрическими фигурами, лист бумаги формата А4, карандаш, линейка.
Ход игры
Лист бумаги располагается в горизонтальном положении, детям предлагается выложить в середине листа фигурку человечка.
В середине листа — человечек
Вместе с детьми вспоминаем, какая левая рука — левая рука с браслетом. Где левая рука, там левая сторона. Дети показывают левую сторону. Предлагаем детям посмотреть на лист. Напоминаем, что человечек — в середине листа. Спрашиваем, где будет «слева на листе», «слева от человечка». Где левая рука, там левая сторона и левая сторона листа. Дети кладут левую руку слева от человечка на лист бумаги, обозначая рукой левую зону листа. Затем очерчивают карандашом по линейке линию — зону слева.
Зона слева
После этого предлагаем детям слева выложить елочку.
В середине — человечек, слева — елочка
Спрашиваем детей, как называется другая сторона. (Правая.) Где правая рука, там правая сторона и правая сторона листа. Дети кладут правую руку справа от человечка на лист бумаги, обозначая рукой правую зону листа. Очерчивают карандашом по линейке линию — зону справа.
Зона справа
Предлагаем детям выложить справа воздушный шарик.
В середине — человечек, слева — елочка, справа — воздушный шарик
На данном этапе также рекомендуется провести несколько занятий на закрепление материала, из которых 2—3 занятия будут включать очерчивание пространственных зон, последующие — нет.
Для лучшего усвоения материала важно сохранять следующую последовательность:
1) находим середину листа.
2) находим левую сторону листа.
3) находим правую сторону листа.
По мере усвоения детьми пространственных зон на плоскости последовательность выкладывания картин может меняться.
Примеры картин представлены ниже.
В середине — человечек, слева — воздушный шарик, справа — домик
В середине — зайчик, слева — морковка, справа — елочка
В середине — дупло, слева — елочка, справа — белочка
В середине — ракета, слева — человечек, справа — планета
В середине — мишка, слева — пенек, справа — елочка
Этап освоения детьми пространственных зон «право» и «лево» сложнее, чем «верх» и «низ», поэтому браслет с левой руки ребенка не снимаем. Убедившись, что дети усвоили принцип определения сторон справа и слева с помощью браслетов, переходим к следующему этапу.
III этап
Заключительным этапом методики пространственной ориентации на плоскости является освоение детьми угловых пространственных зон на плоскости.
На первом этапе мы делили лист на три пространственные зоны — верх, низ и середина. На втором этапе — на три пространственные зоны: слева, справа, середина. И, как вы уже догадываетесь, на третьем этапе лист делится на девять пространственных зон: верх, низ, середина, слева, справа и четыре угловые пространственные зоны — верхний левый, нижний левый, верхний правый и нижний правый углы. Как и на предыдущих этапах, дети также очерчивают пространственные зоны по линейке.
Понимание детьми с ОВЗ угловых пространственных зон на плоскости еще сложнее, чем усвоение зон «лево» и «право». Как же детям объяснить, чтобы они поняли? Мой практический опыт показывает, что дети хорошо запоминают то, что показано наглядно и эмоционально их заряжает. Таким образом, родилась сказка. Рассмотрим применение методики на примере.
Раздаточный материал: линейка, белый лист бумаги формата А4, 5 мелков — красный, желтый, синий, зеленый, сиреневый.
Ход игры
Педагог говорит: «Ребята, сегодня я расскажу вам сказку. Жили-были пять мелков и лист бумаги. Однажды они встретились и решили поиграть. Первым вышел красный и сказал: «Я буду жить наверху». Красный очертил свою верхнюю зону пространства на листе и заштриховал верх листа.
Зона красного мелка — верх листа
Потом вышел желтый и сказал: «А я буду жить внизу». Желтый очертил свою нижнюю зону пространства на листе и заштриховал низ листа.
Зона желтого мелка — низ листа
Следующим вышел синий и сказал: «Тогда я буду жить слева». Синий очертил свою левую зону пространства на листе и начал штриховать левую сторону листа.
Зона синего мелка — левая сторона листа
И по мере того, как он штриховал свою левую сторону листа, он встретился с красным. И они поспорили, кто здесь живет: красный утверждал, что это его верхняя зона листа, его пространство, а синий утверждал, что он здесь живет, это пространство синего — левая сторона листа. Спорили, они спорили, и их спор ни к чему не привел. И красный был прав, что это его верхняя зона листа, и синий был прав, что это его левая сторона листа. И стали они думать, что делать. Думали-думали и придумали договориться и жить вместе. И назвали они общую зону — верхний левый угол».
Рисуем и показываем детям, что верхний левый угол — это зона, где живут два мелка: верхний красный и левый синий, и поэтому их общий домик называется верхний левый угол.
Общий домик синего и красного мелков — верхний левый угол
Педагог продолжает: «Синий продолжал штриховать свою левую сторону листа и встретился с желтым. И синий поспорил с желтым, кто здесь живет: синий утверждал, что его левая сторона листа, а желтый — что его нижняя сторона листа. Спорили-спорили, и так их спор тоже ни к чему не привел. И синий был прав, что это его левая сторона листа, и желтый был прав, что это его нижняя сторона листа. И тогда они решили договориться и жить вместе в этой части листа. И назвали они их общую зону, общий домик, — нижний левый угол».
Рисуем и показываем детям, что нижний левый угол — это зона, где живут два мелка: в нижнем — желтый, в левом — синий, и поэтому их общий домик называется нижний левый угол.
Общий домик синего и желтого мелков — нижний левый угол
Педагог продолжает: «После вышел зеленый мелок и сказал: “Тогда я буду жить с другой стороны — справа». Зеленый очертил правую зону пространства на листе и начал штриховать свою правую сторону листа».
Зона зеленого мелка — правая сторона листа
Аналогичным образом, как описано выше, рассказываем и одновременно показываем детям, как зеленый встретился и поспорил с красным, потом — с желтым мелком. Их споры ни к чему не привели, и они решили: чтобы никому не было обидно, жить вместе в этих особенных зонах листа — уголках, поэтому их общие домики называются верхний правый угол и нижний правый угол.
Общие домики зеленого и красного мелков — верхний правый угол;
зеленого и желтого мелков — нижний правый угол
Далее спрашиваем детей, как они думают, куда поселился сиреневый мелок. Конечно, в середину листа! Штрихуем сиреневым мелком середину листа.
Зона сиреневого мелка — середина листа
Во время рассказа и показа педагогом сказки дети сначала слушают, а потом также поэтапно очерчивают по линейке и штрихуют пространственные зоны на своих листах.
В сказке лучше всего использовать мелки и штриховку, так как наглядно видно, в какой зоне листа заштриховано двумя цветами, и детям с ОВЗ легче понимать угловые зоны пространства на листе.
Далее проводим занятия на закрепление материала, строим картины на девяти пространственных зонах листа. При этом несколько занятий даем детям готовый разлинованный лист на девять пространственных зон, а далее, по мере усвоения материала, — чистый лист бумаги.
Примеры картин представлены ниже.
В середине — домик, вверху — солнышко, внизу — заборчик, слева — елочка, справа — цветочек, в верхнем левом углу — облачко, в верхнем правом углу — тучки, в нижнем правом углу — травка, в нижнем левом углу — травка
В середине — велосипед, вверху — облачко, внизу — дорожка из кругов, слева — конфета, справа — озеро, в верхнем левом углу — дождик, в верхнем правом углу — солнышко, в нижнем правом углу — тропинка из квадратов, в нижнем левом углу — велосипедная дорожка из треугольников
В середине — домик, вверху — солнышко, внизу — заборчик, слева — мишка, в верхнем левом углу — облачко, в верхнем правом углу — дождик, справа — цыпленок, в нижнем правом углу — червячок, в нижнем левом углу — бочонок с медом
В середине — большой домик, внизу — большой колодец из большого круга, слева — маленький домик, в нижнем левом углу — маленький колодец из маленького круга, в верхнем левом углу — солнышко, в верхнем правом углу — дождик, вверху — тучки, справа — скамейка из прямоугольника, в нижнем правом углу — заборчик
Дорогие педагоги, при использовании методики совсем не важно, как выложат дети картины, не стоит делать на этом акцент. Важно, чтобы они выкладывали их в правильной пространственной зоне. Возможно, какие-то элементы представленных картин из геометрических фигур будет сложно изобразить детям с ОВЗ. Поэтому можно упрощать: круг может быть облачком, колодцем, круглым домиком, дуплом для белочки и т. п. Другими словами, любую геометрическую фигуру наделяем образом, чтобы дети концентрировали свое внимание на пространственное ориентирование, а не на то, как именно это построить. Или можно показать, как построить, но строить на отдельном чистом листе или на столе, чтобы дети самостоятельно определяли дальнейшее пространственное расположение постройки на своем листе.
Для строительного материала, кроме плоских геометрических фигур, можно использовать логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, счетные палочки.
Уважаемые читатели! Я с радостью делюсь с вами своими авторскими разработками и надеюсь, что они помогут не только вам, но и — самое главное! — нашим детям понять и усвоить, что такое пространственная ориентация.
Источники
- Большой психологический словарь. / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расширенное. — М.: АСТ: АСТ-Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
- Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / под ред. Ж. М. Глозман, А. Е. Соболевой. — 2-е изд., стереотипное. — М.: Смысл, 2016.
- Колганова В. С., Пивоварова Е. В., Колганов С. Н., Фридрих И. А. Нейропсихологические занятия с детьми. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Айрис-Пресс, 2017.
- Кулагин А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 68—71. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2215/ (дата обращения: 10.05.2020 г.).
- Бурачевская О. В. Пространственные функции как базовые составляющие психического развития // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18—21. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2059/ (дата обращения: 08.05.2020 г.).
- https://ped-kopilka.ru/
- https://yandex.ru/images/search?p=10&source=wiz&text= %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %BE %20 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B5 %20 %D1 %84 %D0 %BE %D1 %82 %D0 %BE&pos=319&rpt=simage&img_url=https %3A %2F %2Fi.artfile.ru %2F1920x1200_1134792_ %5Bwww.ArtFile.ru %5D.jpg&lr=213&stype=imag