Найти тему
Вчера и Сегодня

Ришелье, Робин Гуд, Мюнхгаузен и другие

Весьма прискорбен тот факт, что читающие книги, вполне умные, и в какой-то степени даже просвещённые люди, именно под влиянием этих самых книг, весьма часто представляют исторические события и людей с точностью почти до наоборот.

Величайший писательский талант Александра Дюма существенно исказил восприятие многих читателей, превратив книгу в своеобразное кривое зеркало, в котором увальни-мушкетёры, нагруженные не хуже вьючного животного, превратились в элегантных кавалеров, без устали скачущих на лошадях и размахивающих своими шпагами. На самом же деле военного снаряжения у этих господ было столько, что совладать с ним в одиночку было делом весьма непростым. Потому-то и пришлось ввести при каждом мушкетёре должность слуги-оруженосца в 1629 году.

Реальный мушкетёр. Взято из яндекс-картинок.
Реальный мушкетёр. Взято из яндекс-картинок.

Премьер-министр Англии, герцог Бекингем, ну никак не мог заботиться об интересах Франции, хотя, тем не менее, в известном произведении выступает в качестве антагониста коварного герцога Ришелье, примеряя на себя образ благородного героя-любовника, рыцаря “без страха и упрёка”. Ришелье же, тот кто по сути создал Францию, сшивая её из баронств, герцогств, графств, и прочих разобщённых феодальных владений как из пёстрых лоскутков материи самых разных расцветок, воспринимается в произведении как интриган-самодур, ухаживания которого были отвержены королевой.

Мушкетёры в нашем представлении. Взято из яндекс-картинок.
Мушкетёры в нашем представлении. Взято из яндекс-картинок.

“Железный канцлер” Бисмарк, гораздо позже создававший единую Германию именно по примеру Ришелье, всего лишь ученик (пусть и весьма достойный ученик) этого великого человека. Арман Жан дю Плесси де Ришелье был вынужден кроме единого экономического и политического пространства, создавать ещё и единое языковое пространство – ведь жители, живущие в разных частях этого государства, совершенно не понимали друг друга! (об этом можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/ZQrKmdmuXB3YJWou ).

Похожим примером может служить знаменитый роман Вальтера Скотта “Айвенго”, где король Ричард Львиное Сердце не просто представлен как защитник старых саксонских вольностей, но даже рука об руку сражается вместе с Робин Гудом, благородным предводителем лесных разбойников! Ричард, вернувшись с крестового похода, борется против брата Иоана, стремившегося узурпировать власть и ущемляющего исконные права саксонской знати. Талантливое произведение настолько впечатляет читателя, что невольно забываешь о том, что Ричард, вернувшись в Англию после плена, не только не ссорился со своим братом Иоанном, но даже назначил Иоанна своим наследником всё той же весной 1194 года. Кстати, Ричард Львиное Сердце и прототип Робин Гуда, даже жили в разное время, а разница между ними составляла более ста лет.

Подобных искажений исторических событий, допускаемых в художественной литературе предостаточно и явление это, вне всякого сомнения, заслуживает отдельного масштабного исследования. Влияние этих искажений на восприятие мира, оценку тех или иных исторических личностей и событий и, как следствие, наши с вами действия – громадно. В единственном числе, извращённый факт, сам по себе кажется малозначащим, но в совокупности, в массе своей, эти искажённые и “малозначащие” благодаря огромному своему количеству, принципиально меняют качество, одурманивают людей, выбивают как почву из-под ног моральные и нравственные ориентиры. И вот уже благодаря “малозначащим” искажениям люди воспевают подвиги, которых не было, оплёвывают настоящих героев, возводят в “святые” братоубийц и коллаборационистов, с необыкновенной лёгкостью поддаются манипуляциям. Вчерашние друзья народа вдруг, как по мановению волшебной палочки, превращаются во врагов народа, враги – в добрейших союзников, и человеческая масса готова безрассудно верить самым нелепым небылицам, сродни таковым из сказок барона Мюнхгаузена!

Кстати, о Мюнхгаузене! Когда недавно мой друг, Евгений Михайлович (фамилию сего, в высшей степени достойного человека приходится умолчать, по причине его природной скромности) подарил мне книгу Леонида Иосифовича Левина “Правда о бароне Мюнхгаузене”, я даже представить не мог, насколько важная и интересная эта маленькая книжка.

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен

Что знаем мы о бароне Мюнхгаузене? Как, наверное, подавляющее большинство обычных людей, с этим персонажем я познакомился в раннем своём детстве. Приключения, которых никогда не могло быть, уже тогда казались мне странными, но от этого не становились менее интересными. Логика, ещё вполне детская, но уже логика – напрочь отрицала возможность происходящего, но детское же восприятие вполне допускало существование таких приключений! Чего только стоит волк, запряжённый в сани, взбесившаяся шуба, олень с вишнёвым деревом на голове, стая уток, убитая одним выстрелом, полёт на ядре, пьющая воду половина лошади, вытаскивание самого себя из болота и прочее, прочее, прочее… Ребёнок, познающий мир, сталкивался с яркими образами, напрочь разрывающими все существующие шаблоны. Серое, монотонное существование, в котором правила приличного и “правильного” поведения уже успели стать привычными, вдруг озарялось таким буйством красок, что вольно-невольно возвращалась вера в существование чуда!

«Невозможного нет!» - то и дело проносилось в голове маленького читателя. В этот момент мальчишке казалось, что точно так же, как и барон, он способен летать на ядре, запрягать в сани злого волка, добираться до луны и, в конце концов – самому вытащить себя из любого болота.

Проходило время, и неутомимая жизненная логика брала своё. Вера в чудеса улетучивалась и лишь тихим щемящим эхом отзывались воспоминания о прочитанных приключениях весёлого барона Мюнхгаузена. Оставался образ барона – могучего, никогда не унывающего человека, преодолевающего любые препятствия и образ этот, образ героя пусть даже совершенно сказочного и нереального, продолжал оставаться мерцающим лучиком, оставшимся от некогда большого маяка.

Крушение образа – штука болезненная. Тем более если это крушение образа, сформировавшегося в детстве и пребывающего с тобой всю твою сознательную жизнь. Конечно, это не трагедия, но небольшое потрясение вполне происходит, когда ты вдруг узнаёшь, что настоящий Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен вполне себе существовал, состоял на военной службе в Российской империи и даже командовал почётным караулом в Риге при встрече будущей Екатерины Великой! Что внешний вид его совершенно не соответствует чудаку с клиновидной бородкой и лихо подкрученными усами! Что основную часть своей жизни он прожил в небольшом немецком городке, где достойные горожане даже поднимали бунт против барона! Что, овдовев, барон имел несчастье жениться на молоденькой идиотке, сделавшей барона рогоносцем и посмешищем для всей округи! Что именно замечательный талант барона как рассказчика всяких охотничьих баек и небылиц “прославил” его на весь мир, а не только на всю округу. Что умер сей почтенный старец в весьма преклонном возрасте, но ещё два поколения наследников будут отдавать его долги. И наконец тем, что, пожалуй, самым тягостным для этого человека была его знаменитая слава! “Барон враль”!!! Со всей Европы стремились зеваки, чтобы поглядеть на знаменитого “барона-враля”!

Всё вышеперечисленное в книге есть, и написано так талантливо, что было бы совершенным безумием с моей стороны пытаться как-то пересказывать книгу. Более того – Леонид Иосифович Левин, настолько погружен в материал, настолько сочувствует своему герою что, читая странички книги, невольно ощущаешь саму атмосферу германского городка тех времён, его порядки и правила. Возникает стойкое ощущение, что автор сам проживает жизнь барона и заставляет нас, читателей, точно так-же полноценно почувствовать дух того времени, понять причины и мотивацию тех или иных поступков, отчего читатель становится как будто живым свидетелем и даже своеобразным соучастником происходивших событий.

Книга.
Книга.

Погружаясь в страницы, мы постепенно узнаём настоящее. Детский, давно сложившийся образ, смутно мерцающий в глубине памяти постепенно исчезает, уступая место новому, настоящему Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену, с его достоинствами и недостатками, жившему пусть даже и очень давно но – реальному, а не вымышленному персонажу, лихо летящему на пушечном ядре. Становимся ли мы от этого беднее или менее романтичнее? Отнюдь! Мы просто становимся реальнее, взрослее и даже, в какой-то степени, мудрее. Узнавать, учится и взрослеть никогда не поздно, даже если до этого ты считал себя совершенно взрослым человеком.

За это стоит поблагодарить в первую очередь прекрасного автора, Леонида Иосифовича Левина, чей замечательнейший труд дарит нам ещё одну правду – правду “Правду о бароне Мюнхгаузене”, и тебя мой дорогой друг, Евгений Михайлович, за то, что не устаёшь делиться своими открытиями! Огромное Вам спасибо!