Найти тему
Умная Коллекция

Уникальная коллекция Сергея Щукина

Оглавление

Сергей Щукин – человек, создавший коллекцию современного французского искусства, аналогов которой нет во всем мире. На сегодняшний день ее ценность колеблется в пределах 5-6 млрд долларов. Неистово и самозабвенно этот талантливый и смелый человек скупал работы Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, являясь ярым поклонником каждого из них.

Купеческий сын

Д.Мельников. Портрет Сергея Щукина, 1914
Д.Мельников. Портрет Сергея Щукина, 1914

Сергей Иванович Щукин (1854-1936) – ярчайший представитель своей фамилии. Отец Иван Васильевич сколотил капитал благодаря наследству и собственной предприимчивости. Он был владельцем текстильной фирмы, позже сделался учредителем нескольких финансовых организаций, а также товарищества текстильной мануфактуры А. Гюбнера, стал акционером фабрик Прохорова и Цинделя и сооснователем Трехгорного пивоваренного завода. Человек широких взглядов, он был уверен, что все его сыновья должны получить классическое европейское образование. Все, кроме Сережи, обучались за рубежом.

Каждый Щукин был коллекционером в большей или меньшей степени. Родные братья, каждый по своему, были одержимы собирательством. Старший Петр собирал предметы, имевшие историческую ценность: старинные ювелирные изделия, декоративно-прикладное искусство и разные эклектичные вещи. Тонкая натура Дмитрия Щукина требовала эстетического наслаждения от соприкосновения с каждой необычной находкой: изящные вещицы, классические мотивы в живописи (особенно любимые им старые Голландские мастера), радующие глаз и душу, были основным его интересом. Младший брат Иван Щукин, человек разносторонне одаренный и вхожий в богемные круги Парижа, интересовался современным французским искусством. Именно он и открыл его нашему герою, когда тому было уже за сорок.

Портрет коллекционера

Будучи субтильным, болезненным и ослабленным мальчиком с очевидным заиканием, а потому окруженным чрезмерной заботой и материнской опекой, Сергей Щукин рос с огромным желанием преодолевать свои комплексы, и, как итог, эпатировать, удивлять, добиваться большего, чем остальные, успеха. Сережа хотел учиться за границей, ездить в Европу, как его братья, а не быть привязанным к дому. Однако родительские опасения за его здоровье были слишком велики, и он единственный получил домашнее образование. Как знать, возможно, это даже пошло ему на пользу. Как ни крути, но после смерти отца именно он, деятельный и амбициозный, дисциплинированный и при этом открытый всему новому, встал во главе текстильной империи.

Тяга к ярким эмоциям, желание проживать каждый день так, будто он последний во многом определили характер собирательской деятельности Сергея Щукина. В ней прослеживается экспрессивность, увлеченность, подчас обожание и преклонение. Так было с Матиссом, Гогеном, Пикассо. Фантастическое чутье, восхищавшее современников, великолепная интуиция и нежелание идти на поводу у сиюминутных и консервативных вкусов широкой публики, позволили ему собрать одну из уникальнейших коллекций современного французского искусства.

На поиски вдохновения

Сергей Щукин с супругой в Египте. 1906
Сергей Щукин с супругой в Египте. 1906

Смерть отца в 1890 году развязала уже зрелому на тот момент Сергею Щукину руки. Страсть к путешествиям и осознанный поиск приключений начали воплощаться в рискованных поездках в Турцию, Грецию, Индию, Египет. Он ставил перед собой непростые задачи и блестяще их преодолевал, получая энергию, которая двигала им ежедневно. Часто эти поездки носили деловой характер. Он подмечал все детали народного быта экзотических земель, впитывал их колорит, любовался природными пейзажами и рукотворными ландшафтами. Во всем он искал вдохновение, ото всюду черпал знания.

Начало коллекции

Клод Моне. Завтрак на траве. 1866
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866

Первые картины французских импрессионистов появились в особняке Щукина в 1898 году. Умиротворяющие пейзажи Клода Моне (1840-1926) и Камиля Писсаро (1830-1903) стали отправной точкой коллекции. Увлекшись, он купил 13 лучших полотен Моне, в том числе знаменитый «Завтрак на траве» (1866). Эта ныне хрестоматийная работа в свое время восхитила Александра Бенуа, который и распалил интерес Сергея Ивановича тем, что, высказываясь о великолепии этого полотна, оговорился, будто невозможно себе представить, чтобы живопись такого уровня оказалась в Москве или Петербурге. Как говорится, сказано, сделано. И в 1904 году в галерее Дюран-Рюэля состоялась сделка. Всего в собрании Щукина находилось более 50-ти работ импрессионистов (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега).

Постимпрессионисты и таитянская экзотика Гогена

Исчерпав для себя тему импрессионизма, коллекционер обращает внимание на постимпрессионистов. Новым объектом восхищения становится Поль Гоген (1848-1903). Дикая таитянская эстетика, наполненная глубинными духовными смыслами, пленила Щукина настолько, что он, не задумываясь, отдавал десятки тысяч франков за холст. Увлечение Гогеном совпадает с непростым периодом в жизни Щукина. В течение нескольких лет он хоронит сначала младшего сына Сережу, в 1908 году – жену Лидию, скоропостижно скончавшуюся от рака в возрасте 43 лет, затем злой рок настигает его младшего брата. Из-за долгов и подчас сумбурного образа жизни Иван Щукин совершает самоубийство. Еще через пару лет счеты с жизнью сводит средний сын Григорий.

Гогеновский иконостас. Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Государственный Эрмитаж. 2022 год.
Гогеновский иконостас. Фрагмент экспозиции «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Государственный Эрмитаж. 2022 год.

Успокоение израненная душа находит в первобытном, дикарском умиротворении, которым пышат полотна Гогена. Его палитра – это золотистая охра, оранжевый, красный, все оттенки зеленого, коричневый, ярко – розовый. Кричащие насыщенные краски призваны усиливать сюжет, обнажать душевную боль героев, фиксировать их тревоги и страхи. В парадной столовой Щукин размещает так называемый «гогеновский иконостас» из 16-ти полотен, развешанных так, что между ними почти не остается воздуха. Это зрелище восхищало и завораживало.

Поль Сезанн. Фрукты. 1879
Поль Сезанн. Фрукты. 1879

Одновременно с Гогеном Щукин начинает покупать Поля Сезанна (1839-1906). В 1903 году Дюран-Рюэль продает ему традиционный натюрморт «Фрукты» (1879) с лимонами и апельсинами на белой скатерти. Следующая картина «Букет цветов в вазе» (1875) даже снискала благосклонность жены Лидии, совершенно равнодушной к изобразительному искусству и страсти мужа.

Поль Сезанн. Масленица. 1888
Поль Сезанн. Масленица. 1888

Почувствовав вкус к живописи Сезанна, Сергей Иванович приобретает знаменитую «Масленицу» (1888). Работа вызвала ожесточенные споры в комнатах особняка на Знаменке, Валентин Серов негодовал, а его ученики с открытыми ртами изучали великолепные полотна. «Дама в голубом» (ок. 1900), «Автопортрет» (конец 1880), «Мужчина, курящий трубку» (1886), «Пейзаж в Эксе» (ок. 1906), «Акведук» (1898-1900) – на коллекции Щукина выросли первые русские сезаннисты, многие из которых позже вошли в художественное объединение «Бубновый валет».

Матисс и ранний фовизм

Следующим увлечением коллекционера стал Анри Матисс (1869-1954). 37 выдающихся работ мастера вошли в собрание. Чтобы покупать и демонстрировать такое искусство в начале XX века требовалась изрядная смелость. В 1909 году Щукин идет на колоссальный риск и заказывает у Матисса панно «Танец» и «Музыка», которые с первого взгляда настолько шокировали его своей откровенностью и эротизмом, что он отказался их выкупать. Представить такую живопись консервативной московской публике было страшно, ее могли принять за откровенное издевательство, а, возможно, и оскорбление. Однако после непродолжительных колебаний Сергей Иванович заключает сделку и размещает произведения у себя в парадной.

Анри Матисс. Танец. 1910
Анри Матисс. Танец. 1910

Он искренне и безоговорочно верил, что будущее именно за живописью Матисса. И, безусловно, оказался прав. В коллекцию были приобретены лаконичные и новаторские в своей простоте вещи. «Красная комната» (1908), «Игра в шары» (1908), «Нимфа и сатир» (1909) натюрморты «Посуда и фрукты» (1901), «Ваза и фрукты на красно-черном платке» (1906) и другие.

В 1911 году Щукин привозит Матисса в Москву. Анри находится под огромным впечатлением от великолепия города, красот Кремля, изобильной еды и выпивки, немного дикого нрава и богатейшего национального колорита. В особняке Щукина он гостит долго, постепенно наводит там свои порядки, например, меняет развеску своих картин, отчего преображается и весь интерьер комнат в Знаменском переулке.

Щукин действует как талантливый промоутер. Все, что действительно его увлекало, об этом он мог говорить часами. Он продвигал новые идеи, заряжая своим пылом и юношеским азартом буквального каждого, кто попадал в поле его зрения. Он регулярно устраивал открытые смотры коллекции, самостоятельно водил посетителей по своему дому и с упоением рассказывал о каждом холсте, об эволюции творчества автора, его генезисе. Постепенно вокруг Щукина собирается все больше и больше молодежи, открытой новому искусству, чьи умы также занимает Матисс, а затем Пикассо, Дерен, Руссо.

Страсти по Пикассо

Парижский авангард приходит в жизнь Щукина на смену Матиссу. В 1910-х он приобретает картины Пабло Пикассо (всего в коллекцию вошло 50 работ) и Андре Дерена (16 работ). Осенью 1909 года Сергей Иванович впервые покупает Пикассо (1881-1973). «Дама с веером» (1909) резко выделялась на фоне всего собрания, и какое-то время она отшельницей провисела в темном коридоре. Однако чем больше коллекционер смотрел на нее, тем больше он верил в гения Пикассо, молодого и еще не до конца признанного во Франции или у себя на родине.

Пабло Пикассо. Дама с веером. 1909
Пабло Пикассо. Дама с веером. 1909

Забегая вперед, никто не любил Пикассо с такой неистовой силой, как русские, жадно впитывавшие в себя все, что доставлялось из-за границы. В этом смысле влияние на русское искусство, которое оказал Щукин, невозможно переоценить. На его коллекции выросло первое поколение русских авангардистов, концептуалисты, лучисты, футуристы, попавшие под чарующее влияние Гогена, Матисса, Пикассо и примитивистов.

Ни один коллекционер не заказывал у Пикассо столько работ. Художник очень тяжело переживал закрытие границ, когда в 1914 году русские меценаты уже не смогли приобретать европейское искусство. Щукин был щедр, часто платил вперед, его деньги позволяли темпераментному испанцу вести вальяжный образ жизни.

Наивное искусство

До начала войны Щукин успевает привезти в Москву наивное искусство, сумев раньше европейцев и даже американцев распознать тенденцию будущего. Бывший работник таможенной службы Анри Руссо (1844-1910) имел неоднозначную репутацию в художественных кругах Парижа. Он начал заниматься живописью далеко за 40, не имел профильного образования, плохо вписывался в художественное сообщество Парижа. Но именно им восхищался Пикассо. По-детски наивные картины Руссо ставили в тупик, это было что-то новое, непонятное, но однозначно трогающее душу.

Андре Дерен. Суббота. 1912-1913
Андре Дерен. Суббота. 1912-1913

Андре Дерен (1880-1954) стал, пожалуй, последней страстью коллекционера. За два года до войны он приобретает 16 картин француза. Полотна, наполненные сложными формами и темными красками, покорили Щукина. Внутренняя напряженность, душевные сомнения, томительное ожидание – все это нашло глубокий отклик у Сергея Ивановича, проживавшего в тот период нечто похожее. Демонстрируя в 1914 году «Портрет неизвестного, читающего газету», он восклицал примерно следующее «Весь Пикассо меркнет перед этим портретом!». В собрание Сергея Ивановича вошли «Суббота» (1912-1913), «Девушка в черном» (1913-1914), «Стол у окна» (1913), «Старый город в Кань» (1910), «Натюрморт с черепом» (1912) и другие.

Что было после

В 1918 году Щукин с семьёй бежит из страны. Благодаря обширным связям им удается быстро получить новые документы, а прозорливость коллекционера проявилась в полной мере и тут: загодя он перевел все свои сбережения в шведский банк и до конца своей жизни не знал нужды. Однако расставание с коллекцией переживалось им не менее тяжело, чем потеря жены, сыновей, брата.

В конце 1918 года собрание Сергея Щукина было национализировано. В 1923 году две известнейшие на весь мир коллекции (Сергея Щукина и его заклятого друга Ивана Морозова) были объединены и размещены в Первом музее новой западной живописи. После войны картины были поделены (считается, что поровну) между ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и Эрмитажем в Ленинграде.

С началом оттепели шедевры начинают постепенно возвращаться из запасников на стены демонстрационных залов. Но о великих коллекционерах никто не вспоминает, их имена преданы забвению. Только иностранцы, иногда просачивавшиеся в Советский Союз, искренне удивлялись, откуда у Москвы и Ленинграда есть такие сокровища… Лишь в 1990-е годы исследователи заново открывают нетривиальный и наполненный красотой мир величайших русских коллекционеров.

Сергей Иванович тихо скончался в 1936 году в своей парижской квартире. До последнего вздоха он сохранял оптимизм и азарт, надежду и юношеский пыл, открытость всему новому и исключительному. Сегодня можно смело назвать фигуру Сергея Щукина феноменальной, и это не будет преувеличением. Благодаря невероятной интуиции, почти первобытному чутью и страсти сегодня Россия владеет первоклассными шедеврами французского искусства.

Оригинальный текст опубликован https://smartcollection.art/stati/2852/