Найти тему

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СПОРТСМЕНОВ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Высокий уровень стресса, невротизации, неконтролируемая психоэмоциональная лабильность формирует высокий риск психосоматических реакций, лимитирующих профессиональную деятельность. 

Стресс – это не только совокупность факторов физико-химической или эмоциональной природы (конфликты, разводы, потеря близких и т.п.), как и то, что в истоке того или иного заболевания лежит и является стресс. Подобная патогенетическая зависимость приводит к неожиданным срывам профессиональной деятельности, что выражается как в травмах, усилении болевого восприятия, так и в эмоциональном выгорании до выхода на важный старт или длительной невротизации вследствие неудачных выступлений. Длительное состояние дистресса у спортсмена является лимитирующим фактором его профессиональной деятельности. При этом со стороны спортсменов отмечается высокая потребность в овладении подконтрольными методами саморегуляции. 

В период реабилитации в результате травм опорно-двигательного аппарата необходимо психологи- ческое сопровождение.

В структуре психосоматических причин спортивной травмы преобладают факторы истощения эмоциональной устойчивости, дисбаланс механизмов психофизиологической регуляции по причине личностно значимых проблем спортсмена, сложностей межличностного взаимодействия с ближайшим окружением спортсмена.

Основа патогенетической зависимости неудач в профессиональной деятельности спортсмена чаще всего определена иррациональной установкой избегания успеха.

Один из подходов психологического сопровождения в период медицинской реабилитации спортсменов основан на модели терапевтических изменений «АВС» А. Эллиса. Используя терапевтическую модель когнитивной терапии А. Эллиса, можно предположить, что травма относится к аспекту «А – активирую- щее событие», «В» –восприятие спортсмена о субъективных возможностях восстановления. 

Субъективное восприятие травмы зависит от возраста спортсмена; продолжительности профессиональной карьеры; первичности травмы (повторная, множественные травмы); сравнения с негативными примерами вос- становления у других спортсменов. Аспект «С» формируется мотивацией к продолжению спортивной карьеры, включая сложности с принятием решения о возвращении в большой спорт.

Для спортсмена выбывание из цикла тренировоч- ного процесса является отрицательным фактором и воспринимается как инвалидизация, пусть и временная. 

Этот факт является ключевым отличием от медицинской реабилитации пациентов непрофильных реабилитационных центров. Подобная «временная инвалидизация» у спортсменов вызывает тревогу, растерянность, депрессию.

Продолжительность одного цикла реабилитации в среднем составляет 15 рабочих дней, что сокращает психологическое сопровождение спортсмена до 3-5 встреч. 

В среднем проводится 2-3 цикла реабилитации, включая ранний и поздний послеоперационный период.

В рамках реабилитационного процесса причи- нами неврозоподобного состояния у спортсменов выступают:

Функциональная потеря полного объема движений, силы – в оценке спортсмена значимости травмы она всегда происходит не вовремя;

«Блуждающий» болевой синдром (непоследова- тельное изменение боли);

Вопросы смены профессии;

Из практики психологического сопровождения в ЦСМИР основными иррациональными установками спортсменов, возникающие в период реабилитации, Боль никогда не закончится;

На меня нельзя положиться;

Я должен добиться успеха, иначе я ничего не стою; Это ужасно, когда дела идут не так, как я хотел бы. Практика показывает, что эти установки можно в значительной степени ослабить, используя следующие техники.

Декатастрофикация – если боль не пройдет, то что? 

Если значимое соревнование будет проиграно, то что? Если завершить спортивную карьеру, то что?

Анализ актуальных ресурсов и оценка самоэф- фективности.

Анализ ресурсов в случае завершения карьеры и формирование жизненных планов.

Планирование действий на будущее – форми- рование ближайших действий после завершения реабилитации в рамках актуальных ресурсов;

Формирование адекватного уровня притязаний и мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности.

Моделирование ситуации конкуренции и выработка адекватных паттернов отреагирования на проигрыш.

Работа с системой ценностей и выявление ценностной иерархии спортсмена.

Необходимо заметить, что наиболее сложной представляется работа с неустойчивой мотивацией спортсмена в восстановительном периоде. Проблема здесь заключается в том, что у спортсмена нет чёткого образа будущего, что затрудняет работу по формированию планов и вызывает когнитивные искажения при оценке самоэффективности. 

Учитывая краткосрочность психологической коррекции в рамках реабилитационного периода, при неустойчивой мотивации не удается добиться существенного улучшения психологического состояния.

Таким образом, можно говорить о том, что:

Иррациональные установки спортсменов в период реабилитации запускают как процесс драматизации, так и процесс долженствования;

Использование методов когнитивной психотерапии, а именно аналитическая диагностика и ослабление иррациональных убеждений, показало свою эффективность в психологическом сопровождении спортсменов в период медицинской реабилитации последствий травм опорно-двигательного аппарата. Снятие или ослабление влияния иррациональных установок спортсмена улучшает эффективность физического восстановления в реабилитационный период, что говорит о необходимости комплексного подхода к реабилитации; Одним из факторов неэффективной реабилитации спортсмена является неустойчивая мотивация после травмы.