- Меня зовут Мухамедшина Ирина Андреевна. Несмотря на большой опыт работы с разными животными – я постоянно учусь новому. Адаптивная зоопсихология основана на требованиях реальной повседневной жизни, а она бесконечно разнообразна и постоянно подкидывает сложные задачки.
- В нашей работе столько нюансов, что ни в одной статье, ни в целой книге всего не охватить. Обращайтесь ко мне в скайп kiva-vilya1 за личными консультациями. Я занимаюсь коррекцией психики домашних животных и помогу вам понять причину проблемного поведения вашего зверя и разработать стратегию для его исправления.
По результатам проведённого опроса эта тема оказалась самой актуальной из предложенных. Поэтому с неё и начнём.
Основных причин страхов у собак несколько и действуют они одновременно, усиливая друг друга. Развитие каждого страха можно описать следующим образом: непонимание происходящего, стресс, вызванный этим непониманием, и инстинктивный способ преодоления стресса – избегание проблемной ситуации. Такой тип реагирования на непонятное абсолютно нормален для дикого предка собак. Одомашнивание и впоследствии породное разведение видоизменило настройки психики наших собак до неузнаваемости. Однако поведение дикого типа всё равно есть в генетике любой собаки, просто вероятность и порог возникновения этих реакций будет разным. Генетика собаки очень влияет на вероятность возникновения у неё страхов. Однако, причины не только в ней. И ниже мы рассмотрим те предпосылки возникновения страхов, которые действуют независимо от врождённых качеств.
Первая и самая главная причина многих проблем наших собак – синдром ранней депривации или, другими словами, синдром маугли. Вкратце, это недоразвитие психики, которое является следствием того, что собака не получает достаточно информации об окружающей среде во время важных чувствительных периодов своего развития. В процессе возрастного развития психика последовательно запечатлевает события и объекты окружающей среды, создавая некие эталоны, с которыми животное потом будет сравнивать всё остальное. Чем больше эталонов успело сформироваться в психике в раннем детстве (до 3-х месяцев), тем легче собаке впоследствии выстраивать отношения с окружающим миром. Поскольку в 3 месяца у собак начинается возраст детских страхов, и в этот возрастной период уже активны другие процессы.
Сформировавшиеся в психике эталоны – её опора, т.е. субъективные представления о том, что является нормальным. Страх же будут вызывать события, которые сильно отличаются от привычных и, соответственно, непонятные собаке. При синдроме ранней депривации устойчивых представлений о мире у собаки сформировалось недостаточно. Слишком многое для неё непонятно, а значит, потенциально опасно.
Вторая причина, усиливающая страхи у собак, это, как ни странно, эмоциональность. Более эмоциональное животное сильнее пугается. Эмоции усиливают страх, при этом полностью блокируя анализ события. В итоге понимание ситуации и благополучный выход из стресса становится невозможным.
Третья причина, приводящая к развитию стойких страхов, является продолжением двух предыдущих. Она называется «стрессовое запечатление». Вкратце, если произошло стрессирующее событие, оно запоминается в мельчайших деталях. И впоследствии любая из этих деталей, не говоря уже об их сочетании, вызывает стрессовую реакцию. Чем больше раз этот цикл повторяется, тем глубже запоминается и связывается цепочка: событие/состояние/реакция.
Наконец, четвертая причина страхов у собак – неблагополучное состояние нервной системы. Принято считать, что свойства нервной системы целиком обусловлены врождёнными задатками животного. Это не совсем так. Грубо говоря, есть ресурс нервной системы, определяющий её выносливость, и есть индивидуальный тип реакции на стресс – то, насколько мощный отклик даёт нервная система в стрессовых ситуациях. И то и другое отчасти наследуется, отчасти определяется прижизненным развитием. Так ресурс может быть достаточно большим, но истощиться из-за постоянных стрессов. Индивидуальный тип реакции на стресс тоже может меняться в процессе развития. Так при частых стрессах, нервная система приходит в состояние «боевой готовности». Состояние мобилизации наступает заранее, а отклик на стрессовое событие становится сильнее.
Теперь поговорим о том, как работать со всеми этими причинами. Важно понимать, что коррекция страхов – это всегда очень постепенная и, соответственно, медленная работа. Любой резкий шаг может спровоцировать серьезный откат, после которого работу нужно будет начинать практически заново. Синдром ранней депривации – самая сложная причина для проработки. Поскольку в детство мы собаку вернуть не можем, то чувствительные периоды и их возможности утеряны навсегда. Но можно очень постепенно развивать интеллект собаки. Это делается через специальные игры и упражнения с очень постепенным повышением сложности. Собака всё равно не наверстает упущенное развитие, но адаптации к привычному ей образу жизни мы достичь можем. При любых резких изменениях в образе жизни неизбежны откаты. Однако из них тоже становится легче выбираться после нашей основной работы.
С эмоциональностью собаки мы работаем в основном через помощь хозяина. Именно поэтому культура эмоций – основной навык, который наши ученики приобретают в результате работы. С животными бесполезно притворяться. Приходится действительно научиться справляться со своими эмоциями, если хочешь помочь зверю. Есть в этом большой дополнительный бонус – человек приобретает способность справляться с собственными стрессами, а также лучше предупреждать их.
Хозяйское спокойствие является ключевым и в работе с последствиями стрессового запечатления. Поскольку для того, чтобы изменить эмоциональное отношение собачки к событию, которое запомнилось ей как стрессовое, нам необходимо погрузить её в похожие условия, но не в точности такие же! Чтобы вызвать у неё необходимые ассоциации и, соответственно, эмоции. При этом нам нужно подстроить такую ситуацию, чтобы эти эмоции не были слишком сильными. Далее нам нужно это событие пройти благополучно, чтобы в итоге к нему осталось нейтральное отношение. Важное примечание – собака до каких-то пределов способна преодолевать свои страхи просто ради того, чтобы быть вместе со своей стаей и при поддержке старшего более опытного партнёра. Пищевая мотивация или игра несравнимо слабее, чем социальная мотивация.
При грамотной организации тренирующих мероприятий собака начинает воспринимать подсказки хозяина как помощь в стрессовой ситуации. Так мы добиваемся сразу двух целей – добровольного послушания собаки и преодоления страха. Но это работает только при условии стабильных отношений с хозяином и его постоянной поддержке. Собака в первую очередь учится полагаться на человека, на свои силы она сможет рассчитывать гораздо позже и в более узком кругу ситуаций. Помощь и поддержка хозяина существенно расширяет возможности адаптации животного.
Патологическое состояние нервной системы животного блокирует любые коррекционные мероприятия, поскольку питомец будет испытывать постоянные перегрузки, только усиливающие проблему. Работа с нервной системой – это искусство специалистов адаптивной зоопсихологии. Основной наш инструмент – специальные упражнения, основанные на принципах психомоторики. Уравновешенная нервная система способна к тонкой координации движений. Психомоторная терапия основана на обратном процессе: когда в упражнениях нам удаётся достичь управляемых движений, состояние животного меняется, приближаясь к уравновешенному. Для тех, кто любит разбираться глубже, есть подробная статья об этом.
Примеры нашей работы есть на многих видео, например:
Для более глубокого эффекта тренировки необходимо проводить системно, продолжительно и тщательно дозируя нагрузку. Эффект наступает по накопительному принципу – первые качественные изменения через 2 недели занятий, дальше изменения, как правило, развиваются медленнее. Без помощи специалиста с коррекцией состояния нервной системы вы не справитесь, этому нужно специально учиться. Основные признаки перегрузки нервной системы перечислены здесь. Если вы часто наблюдаете их у своей собаки, обращайтесь за помощью к нам. Действуя наобум, есть риск усугубить состояние питомца.
Все перечисленные причины не исключают одна другую и чаще всего действуют в сумме, усиливая друг друга. Мы можем определить, какая из причин преобладает у конкретного животного и на что, соответственно, сделать упор в работе. Самое важное, что необходимо понимать при работе с любыми страхами – торопиться нельзя. Преодоление страха – это всегда стресс, поэтому он должен быть тщательно рассчитан и по возможности смягчён. Иначе вы поставите собаку в ситуацию, из которой у неё не будет иного выхода, кроме как реагировать панически. Этим вы только усилите стрессовое запечатление и недоверие к вашим действиям. Поэтому любое воздействие должно быть тщательно спланировано и рассчитано.