Найти тему
Журнал не о платьях

"Великие блудницы". Они будут жить вечно на картинах гениальных художников

Оглавление

Источник иллюстраций - Википедия
Источник иллюстраций - Википедия

Художники всегда любили живописать куртизанок: те обладали красотой, свободой поведения, знали толк в любовных утехах, умели и воображение дразнить, и умную беседу вести, в отличие от благопристойных матрон, настроенных только на ведение дома и создание семьи. А еще они, как и художники, зависели от клиентов и продавали часть себя: одни – свою способность любить, другие – способность видеть мир, и те и другие – что-то очень личное, сокровенное.

Самая знаменитая

Форнарина, муза Рафаэля Санти

Маргерита Лути (первая половина XVI века, точные даты жизни неизвестны) родилась в семье пекаря на окраине Рима. В семнадцать лет ее обручили с пастухом Томазо Челлини. Рафаэль делал настенные росписи на вилле банкира Аугостино Киджи и подыскивал натурщицу для сюжета «Амур и Психея». Он встретил Маргериту в общественном саду и был сражен ее красотой – вот она, его Психея! Девушка рассказала о себе и с радостью приняла предложение художника приносить булочки к нему в мастерскую, а потом и позировать для него. Рафаэль отправился, как того требовали законы, к ее отцу за согласием, и заплатил за него 50 золотых монет. Пекарь поделился деньгами с женихом, и Томазо решил, что от него не убудет, если невеста подзаработает себе на приданное, тем более что цветок ее невинности он уже сорвал.

Маргерита на первом же сеансе одарила молодого и красивого художника своими ласками и вернулась домой с роскошным золотым ожерельем. Через месяц Рафаэль заплатил ее отцу 3000 золотых монет и получил Маргериту в свое полное распоряжение. Он снял для нее виллу и наслаждался ее любовью, осыпал ее дарами: золотые украшения, роскошные ткани – все ей было к лицу. Но тут ею увлекся сам банкир Агостино Киджи, и 18-летняя «Психея» охотно пошла к нему на содержание, не отказывая в любви и Рафаэлю.

И тут всеми забытый Томазо вдруг напомнил о себе, стал угрожать Маргерите и в очень неприятной форме потребовал от Рафаэля и Агостино, чтобы ему вернули невесту. Банкир и художник быстро пришли к согласию, и банкир через своего родственника заточил Томазо в монастырскую тюрьму, чему все остальные, включая Маргериту и ее отца, были очень рады. Там бедняга провел целых пять лет.

Рафаэль обожал Маргериту до конца своей жизни, она охотно ему позировала и отвечала взаимностью, но не верностью. Она спала с его учениками – для удовольствия, с богатыми заказчиками – для денег, и превратилась в одну из самых известных римских куртизанок по прозвищу Форнарина, то есть булочница. Историй про ее судьбу придумано много. Даже говорили, что она истощила неумеренными сексуальными аппетитами художника, отчего он и умер прямо в ее постели на вершине экстаза. На самом деле его доконала медицина того времени: он простыл, у него был сильный жар, и ему сделали череду кровопусканий, что при лихорадке категорически противопоказано. Он не выдержал лечения и в 37 лет умер от сердечной недостаточности.

Рафаэль оставил Форнарине солидное наследство, но она сохранила свой образ жизни и продолжала крутить романы с богачами. А в зрелом возрасте ушла в монастырь и завершила свои годы глубоко верующей монахиней.

«Форнарина», 1518–1519
«Форнарина», 1518–1519

«Донна Велата», 1515–1516
«Донна Велата», 1515–1516

«Сикстинская Мадонна», 1512–1513
«Сикстинская Мадонна», 1512–1513

Самая буйная

Филлида Меландрони, муза Микеланджело Меризи да Караваджо

Филлида была не любовницей, а другом Караваджо – беспутного гения с нетрадиционной ориентацией. Она родилась в Сиене в 1580 году у дамы легкого поведения от знатного господина. После его кончины мать вместе с Филлидой переехала в Рим. В 12 лет девочка стала торговать собой на одной из римских площадей – с подачи матери, обучившей ее ремеслу. Благодаря сильному характеру и красоте она быстро продвинулась, поселилась на улице Виа дель Гамбер, где жили состоятельные «девушки», и принимала в своем доме клиентов под покровительством пятерых братьев Томмасони, а с младшим, Рануччио, у нее был долгий роман. Томмасони в течение нескольких поколений служили всесильному семейству Фарнезе. Они контролировали в Риме уличную жизнь и пользовались большим влиянием.

Лукавая и пробивная красотка научилась читать и писать, отлично рассказывала истории и слагала стихи. Ее клиентами становились все более богатые и респектабельные мужчины, и вскоре она оставила за собой право выбора покровителей. Кротостью нрава она не отличалась, постоянно носила с собою кинжал, ранила нескольких соперниц. Она помогала братьям Томмасони выбивать долги и обеспечивать защиту «девушкам».

Караваджо, завсегдатай веселого квартала, где всегда можно было найти любовь на час, выпить, поиграть в мяч или в кости, поговорить по душам, а то и подраться, обратил внимание на красивую и веселую куртизанку, в которой было что-то мальчишеское, что не могло его не притягивать. И подружился с ней. Во многих разборках она участвовала вместе с Караваджо на его стороне и охотно ему позировала.

Караваджо изобразил ее на пяти полотнах. Святая Магдалена, святая Катерина и Юдифь с головой Олоферна – это все она, куртизанка Филлида. Он написал два ее портрета. Первый, изготовленный по заказу влюбленного в нее венецианского банкира Винченцо Джустиниани, сгорел в Германии в 1945 году. Второй был написан для ее преданного поклонника адвоката папской курии Джулио Строцци, и сейчас его местонахождение неизвестно.

В 1606 году Караваджо во время игры в мяч поссорился с Рануччио Томмасони, бывшим любовником Филлиды, и смертельно ранил его шпагой. Филлида от художника отвернулась: убить за дело – это нормально, убить нечаянно, да еще столь влиятельного человека – уже слишком! Папа римский объявил Караваджо вне закона – теперь каждый встречный имел право лишить его жизни. Четыре года художник скрывался, но в 1610 году, по слухам, братья Томмасони его настигли, и от причиненных ими ран он скончался.

Филлида процветала и заняла достойное место в обществе: она занималась благотворительностью в приходской церкви, усыновила сироту, работала «наставницей куртизанок», но умерла в 37 лет от непонятной инфекции.

«Портрет куртизанки», 1597
«Портрет куртизанки», 1597

«Марфа и Мария Магдалина», 1598
«Марфа и Мария Магдалина», 1598

«Святая Екатерина Александрийская», 1598
«Святая Екатерина Александрийская», 1598

«Юдифь и Олоферн», 1599
«Юдифь и Олоферн», 1599

«Погребение Христа», 1603
«Погребение Христа», 1603

Самая верная

Мери Лоран, муза последних лет жизни Эдуарда Мане

Рыжеволосая красавица родилась в 1849 году в Нанси и носила имя Анн Роз Сюзанна Лувьо. Ее отец неизвестен, а мать, прачка, продала девственность 15-летней дочери престарелому маршаллу, на которого работала, чтобы тот каждый месяц платил девушке 500 франков ренты. Через год Анн уехала в Париж, сменила имя на Мери Лоран, выступала в цирке, играла в театре в опереттах и водевилях и жила за счет мужчин.

В 1874 году в нее влюбился американский хирург-стоматолог Уильям Эванс, услугами которого пользовались высокопоставленные персоны и члены королевских семей Европы. Он помог ей поселиться в просторном доме на улице Рим, где она открыла свой салон. И вскоре в нем собирался весь художественный авангард Парижа. Мери умела зажигать и воодушевлять и обладала врожденным чутьем на талант. Она была любовницей писателя Франсуа Коппе, министра культуры Антонена Пруста, а великий Марсель Пруст вывел ее в качестве героини в своем романе «Любовь Свана» . О ней с восхищением отзывался завсегдатай салона и литературный основоположник стиля ар-нуво Жорис Карл Гюисманс, ее верным другом стал Рейнальдо Ан, самый известный композитор «Бель эпох».

Мери завела себе сердечного друга – художника Эдуарда Мане. Роль героя-любовника приводила его в восторг. И он ради нее даже на время забыл о своем тяжком артрите. Почти каждый вечер он стоял под окнами Мери. Как только доктор Эванс уезжал, дама сердца давала знак платочком, и Мане поднимался к ней.

Однажды Мери дала знак Мане, что путь свободен. Но тут доктор Эванс вернулся за записной книжкой и в дверях столкнулся с Мане. Разгневанный дантист три дня был очень сердит и не появлялся на улице Рима. А потом решил вернуться: у Мери был еще один покровитель, который платил ей, как и доктор, 50 000 франков в год, но довольствовался только редкими встречами. Доктору вовсе не хотелось ни отказываться от нее, ни переходить в разряд «приезжай, когда у меня найдется для тебя время» .

Мане написал несколько ее портретов – сначала маслом, потом пастелью. После смерти художника Мери долго его оплакивала, часто говорила о нем со своим новым сердечным другом поэтом Стефаном Малларме. Каждую весну Мери отправлялась на могилу Мане, чтобы положить у ее изголовья ветки первой сирени, которую художник так любил.

Она ушла из жизни в 1900 году. И только благодаря ее завещанию в картинной галерее Нанси, на родине Мери, есть картина Мане «Осень», для которой она позировала.

«Мери Лоран в меховой шапке», 1882
«Мери Лоран в меховой шапке», 1882

«Осень», портрет Мери Лоран в коричневой меховой накидке, 1881
«Осень», портрет Мери Лоран в коричневой меховой накидке, 1881

«Мери Лоран с мопсом», 1882
«Мери Лоран с мопсом», 1882

«Мери Лоран в черной шляпе», 1882
«Мери Лоран в черной шляпе», 1882

«Мери Лоран в шляпке», 1882
«Мери Лоран в шляпке», 1882

Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"

Также читай: