Окончание. Начало здесь⤵️
Сердце гения остановилось 6 апреля 1520 года, в день его рождения. Он успел завещать Маргерите пожизненное содержание и дом. Не забыл и о Марии Бибиенне: повинился, что «из-за множества дел и хлопот не смог повести к алтарю как супругу» и позволяет ей именовать себя «супругой нашего чистого союза». Мария ненадолго пережила Рафаэля – говорят, у нее было слабое сердце. Она похоронена рядом с художником.
Смерть Рафаэля – до сих пор загадка.
Известно, что ослабевшему художнику сделали кровопускание – тогда это считали средством от всего:
«Рафаэль вернулся в сильнейшем жару, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил…»
Одни считают, что художника погубила жизнь в разврате, другие винят измены любовницы – якобы он застал ее с учеником, утащил к себе в спальню, и после бурной ночи ему стало плохо. Потом Маргерита скрывалась от мести учеников в доме отца, вела жизнь куртизанки, а вскоре неизвестно от чего умерла в монастыре.
Но есть и другие версии: Рафаэль заразился римской лихорадкой или сильно простыл на раскопках в подземных погребальных галереях. Возможно, тяжелая работа подорвала его силы, а лихорадка довершила дело. Маргериту не пустили на похороны, и тогда она, надев покрывало, в котором позировала для «Сикстинской Мадонны», скрылась в церкви. Потом ушла в монастырь, приняла имя Мария и горько оплакивала смерть любимого – настоящая Мадонна, идеал чистоты и красоты. И вскоре умерла, возможно, от рака груди – так объясняют голубоватое пятно на груди «Форнарины».
Загадки мадонн
Художники часто писали мадонн – они любили этот популярный христианский сюжет. Но лишь Рафаэль достиг подлинного совершенства, лишь он смог передать внутренний свет женщины, оберегающей младенца. У его ранних мадонн лица спокойные и торжественные, позже в их глазах появится тревога. Рафаэль не повторялся, находя оригинальные идеи, изящные композиции, новые пропорции… Почти все его мадонны изображены на светлом фоне или на лоне природы – так он добивался эффекта воздуха и объема.
Удивительную «Сикстинскую Мадонну» – или «Мадонну с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» – Рафаэль создал в 1513 году для алтаря базилики Святого Сикста в Пьяченце: прекрасная молодая женщина с миндалевидными глазами парит в облаках с ребенком на руках. В эти глубокие глаза можно смотреть бесконечно…
«Час, что провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни. Гений чистой красоты был с нею», – писал поэт Василий Жуковский.
Потом эту фразу подхватит Пушкин – и напишет известные строки. Издалека картина кажется торжественной, величественной, но подойдите ближе – и Мадонна вдруг начинает говорить с вами, она смотрит на вас, она несет своего сына именно вам… Как умел Рафаэль сочетать величие и близость, высшую религиозность с высшей человечностью – тайна. И кто позировал для Мадонны, спорят до сих пор – скорее всего, Маргерита. По легенде, она воскликнула:
«Я не могу быть Мадонной! Я грешница! Я знаю, как страшна жизнь…»
И услышала в ответ:
«Именно так! Ты видишь, как страшен мир, но тебе придется принести в него самое дорогое – свое дитя…»
И Рафаэль создал этот невероятный взгляд, робкий, нежный и доверчивый, полный тревоги перед будущим.
Есть мнение, что в «Сикстинской Мадонне» Рафаэль зашифровал символы своей веры. Он был приверженцем религиозного течения гностиков, а они особо чтили цифру 6, считая, что на шестой день Бог создал Иисуса. На правой руке святого Сикста шесть пальцев (Sixtus – «шестой» на латыни), а шесть фигур образуют шестиугольник. И хотя искусствоведы утверждают, что кажущийся шестым палец – часть внутренней стороны ладони, споры об этом не утихают.
Еще одна загадочная работа – «Мадонна Грандука» (Grand Duca – «великий герцог»)⤵️
В 1830 году, увидев копию картины в витрине магазина, Пушкин был поражен сходством Мадонны с его женой Натальей Николаевной. Рафаэль достиг необычного эффекта – Богоматерь вроде близко, но при этом возвышается над нами. У нее крупные руки классической античной формы – она не только нежная мать, но и сильная женщина, заступница.
Но самое таинственное – черный фон: рентген показал, что его нанесли поверх композиции с окном в сад. Кто, зачем? Возможно, Рафаэль сделал это сам, подражая темным тонам Леонардо да Винчи. По другой версии, это сделал художник Карло Дольчи, владелец картины.
Черный фон вместо пейзажа и на картине «Мадонна Бриджуотер» ⤵️
– у обеих мадонн сначала мог быть общий хозяин, закрасивший пейзажи, отвлекавшие его от священного образа.
В мадоннах спрятано много символики. В «Мадонне со щегленком» изображен красноголовый щегол – птица, связанная с Христом⤵️
Считается, что щегол выклевывал у Спасителя тернии из венка, и на него попала капелька крови. Красные одежды «Малой Мадонны Каупера» – символ крови Христа, а ее синяя накидка – символ невинности⤵️
Знаменитую «Даму с единорогом»⤵️
долго знали как картину «Святая Екатерина Александрийская», а авторство веками приписывали другим.
Лишь в ХХ веке реставраторы установили, что пальмовая ветвь, мантия святой и прочие детали дописаны поверх оригинала кисти Рафаэля. Под слоями краски обнаружили девушку с мифическим существом на коленях – единорогом, символом чистоты и целомудрия. Но и это не все – рентген показал, что раньше вместо единорога была собачка. Это меняло смысл сюжета: собачка считалась символом супружеской верности. Кто же на картине? Предполагают, что это или Маддалена Строцци, жена торговца Аньоло Дони, или Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа. И еще деталь: Рафаэль написал только фигуру женщины, пейзаж и небо, прочее рисовал другой – возможно, Джованни Сольяни. Потом собачка превратилась в единорога, а в конце XVII века дама вдруг стала святой Екатериной. Как так вышло, точных объяснений нет.
Ключи к «Сикстинской Мадонне»:
Сикст II – папа, пробывший на святом престоле с 257 по 258 год. Казнен при императоре Валериане. Святая Варвара – покровительница Пьяченцы, втайне от отца-язычника обратившаяся к вере в Иисуса и казненная самим отцом.
Облака в виде поющих ангелов – это еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах, славя Всевышнего.
Раскрытый занавес – символ разверзнутых небес, пославших Иисуса на смерть ради спасения людей.
«Сикстинская Мадонна» до 1754 года хранилась в монастыре Святого Сикста, потом ее купил саксонский курфюрст Август III. До Второй мировой войны картина находилась в галерее Дрездена. В 1943-м нацисты спрятали полотно в штольню, где его обнаружили и вывезли в СССР советские солдаты. В 1955 году «Сикстинская мадонна» была возвращена в ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Загадка творчества
Рафаэль – один из трeх величайших гениев Возрождения наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи, он оставил более тысячи картин, фресок, рисунков – ему удавалось все. Вроде одна идея – мать и дитя, а сколько образов! Или портрет – не просто лицо, а характер, жизнь, вся суть.
«Он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при его виде люди трепетали, как при живом папе»,
– пишет Джорджо Вазари.
«Чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдуманна, соединена со строжайшим стилем»,
– вторит ему Карл Брюллов.
И никакой оглядки на догмы – скажем, тогда не изображали беременных, но Рафаэль уверенно пишет «Донну Гравиду» в ожидании ребенка⤵️
Всю жизнь Рафаэль усердно трудился и, словно губка, впитывал все лучшее.
- Перенял у Перуджино изящество деталей – тщательно выписанные тонкие пальцы, легкие веточки, воздушные облака…
- У Леонардо научился строить композицию фигур и виртуозно освоил его метод «сфумато» – когда фигуры и лица словно растворяются в плавных переходах от света к тени, делая их объемными.
- У Микеланджело перенял умение передавать чувства и эмоции с помощью языка тела.
И создал свой стиль с идеальным балансом света и тени, колорита и пространства. Работы Рафаэля дышат покоем и гармонией – ничто не кричит в них, не доминирует. Линии, цвет, композиция, объем – все в равновесии, в отличие от великих коллег, предпочитавших в своих работах акценты. Он и сам был «без акцентов»: не угрюмый одиночка, не бунтарь, не мыслитель – просто живописец с успешной, ровной судьбой. Говорят, благополучные художники шедевров не создают, – Рафаэль опроверг этот стереотип. Как ему это удалось, так и осталось тайной.
Жизнь и творчество Рафаэля Санти описаны в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», 1568 г.
Огромное влияние на Рафаэля оказала встреча во Флоренции с Леонардо да Винчи. Сохранилась копия картины «Леда и лебедь» Леонардо да Винчи, принадлежащая Рафаэлю (уникальна тем, что оригинал не сохранился)⤵️
Одно из лучших своих произведений – фреску «Триумф Галатеи» – Рафаэль создал для любителя живописи банкира Агостино Киджи, предложившего художнику украсить фресками на темы античной мифологии свою загородную резиденцию на берегу Тибра⤵️
У Рафаэля было много учеников. Самым талантливым считается Джулио Романо, есть прекрасные полотна у Джованни Нанни и Перины дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, очень рано умершего. Но учителя не превзошел никто.
Рафаэль всю жизнь заботился, как сын, о бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь Рабио Кальве. Ученый муж был настолько свят и учен, что не нажил себе никакого состояния и жил очень скромно.
Одну из графических работ Санти «Голова молодого апостола» ⤵️
продали на аукционе Сотби в 2012 году за 29 721 250 фунтов стерлингов – в два раза выше стартовой цены.
За «Мадонну Альбу» Рафаэля⤵️
российский император Николай II отдал 14 тыс. английских фунтов стерлингов. Говорят, однажды императрица Александра Федоровна попросила разрешения повесить эту картину в своем кабинете, но император с улыбкой сказал: «Жирно будет». По его приказу для кабинета императрицы сделали копию. Сейчас эта работа, выполненная Федором Бруни, находится в Михайловском замке. А оригинал советское правительство продало в 30-е годы во времена печально известных эрмитажных распродаж. Сейчас «Мадонна Альба» находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
Во времена Рафаэля камни для постройки собора Святого Петра брали, варварски разрушая античные постройки. Рафаэль, став куратором строительства, прекратил уничтожение античности и частично восстановил Вечный город, раскопав несколько фундаментов. Восторг папы и народа был неописуем: «Господь послал нам Рафаэля для спасения Древнего Рима!»
На планете Меркурий есть кратер, названный именем великого Рафаэля Санти.
В 1838 г. возникли сомнения насчет того, действительно ли Рафаэль захоронен в Пантеоне. Гробницу вскрыли – и нашли останки Рафаэля в полной сохранности.
Детям Рафаэль (он же Раф) знаком как один из «Черепашек ниндзя» в одноименном мультике⤵️
Этот герой владеет колющим клинковым оружием, похожим на трезубец.
Подпишись на наш канал и читай о других художниках:
Алла Горбач (с) "Лилит"