Образ морского разбойника с серьгой в ухе, повязкой на глазу, абордажным палашом за поясом, на деревянной ноге и с попугаем на плече – распространенный и очень известный стереотип. Люди, хоть мало-мальски интересующиеся историей, понимают, что от реалий он достаточно далек. Тем не менее, откуда такая картинка взялась?
И почему вот именно попугай? Почему не ворон, не чайка или еще какая-нибудь птица? Почему вообще птица?
Кое-что о Роберте Льюисе Стивенсоне
Истории о пиратах пользуются популярностью очень давно, хотя бы потому, что тема актуальная. Морская торговля и морские путешествия были важны для людей издревле, а в море мирных моряков подстерегали пираты...
Отношение к ним было двояким. С одной стороны, все знали, что это преступники, и число их жертв было известно, и немало купцов и торговых компаний из-за них разорились.
С другой – их уважали за храбрость, дерзость и немалое морское умение (как ни крути, моряками почти все сколько-нибудь удачливые пираты были высококлассными). А противозаконность действий мало кого смущала, ибо вот как раз антигуманные законы XVI-XVIII веков никаким уважением не пользовались, их только боялись. Посему не вызывают удивления многочисленные свидетельства о вполне добровольном переходе матросов захваченных кораблей на службу к захватившему их пиратскому капитану.
Имена Генри Моргана, Френсиса Дрейка, Эдварда Черной Бороды Тича, Бартоломью Роджерса и многих других были реально на слуху. Так что Роберт Льюис Стивенсон, выпустивший в 1883 году самую известную в мире книжку о пиратах, читательский спрос угадал верно.
И именно Стивенсон первым ввел в обиход образ одноногого опытного морского разбойника с попугаем! Это легендарный Джон Сильвер и его Капитан Флинт.
Бешеный успех романа не оставляет места для удивления – понятно, что такая оглушительная удача не могла не иметь подражателей. Но что сам Стивенсон? Он полностью выдумал Сильвера вместе с попугаем? Или у него были какие-то основания для создания именно такого образа?
Делай деньги – остальное все дребедень!
Оказывается, кое-какие реалии Стивенсон при создании образа Сильвера таки учитывал. Вероятно, потому-то разбойный судовой повар и получился столь «живым».
Различные ранения и увечья в пиратской среде были делом совершенно рядовым – абордаж не шутит. Медицина же того времени практически не подразумевала лечение серьезно пораженных конечностей – только ампутацию (хирург Николай Пирогов подтвердит, ежели что). Поэтому не следует сомневаться в том, что среди морских разбойников хватало одноногих, одноруких и одноглазых.
Люди умеют приспосабливаться. В те времена инвалид, неспособный что-то делать самостоятельно, не выживал. Так что нет ничего удивительного в том, что однорукие и одноногие люди оказывались полезны на корабле и в бою. Жить захочешь – и не то сможешь!
Но ладно, это насчет увечий. А с попугаями-то что? Зачем кому-то на борту попугай?
Тем более, что домашние животные на парусниках не только разрешались, но и одобрялись – но это были кошки. Они были нужны для защиты корабельных запасов от крыс, и их охотно привечали на борту, любили и берегли. В Англии (владычице морей и колыбели пиратства нового времени) черная кошка вообще считается счастливым животным – и именно из-за моряков!
А дело было в том, что попугаи на пиратских кораблях реально встречались, но это были не домашние животные членов команды, а... добыча.
Зачем пират пиратствует? Правильно – пиастры! Но их далеко не всегда получается взять просто наличкой – часто приходится брать на захваченном корабле груз и ценные вещи команды, а потом уже реализовывать все это за звонкую монету.
А в ходе своих преступных путешествий пиратский корабль бывает в самых дальних, экзотических, труднодоступных странах, а среди богатых бездельников в обжитых местах так велик спрос на экзотику! Так почему дополнительно не подзаработать?
Обезьяны и попугаи в XVII-XVIII веках служили украшением множества знатных и просто богатых домов. Спрос на них был дикий, и платили за редкости щедро. Мало того – этот промысел еще и был законным!
Потому-то пираты, как опытные дельцы, и не ленились прихватить, где получится, какую-нибудь редкостную животинку или птичку. Естественно, это были не только попугаи. Но опыт показал, что они удобнее всего в качестве груза – места занимают немного, кормить несложно, достаточно живучи и притом дороги, и спрос на них велик.
Посему по судну с попугаем на плече пират однозначно не расхаживал – птичка сидела в клетке где-нибудь на нижней палубе. А вот увидеть его в таком виде в порту было вполне возможно – это был процесс «толкания» товара.
А мог ли Джон Сильвер действительно оставить добытого попугая себе? А почему нет? Средства у старого разбойника были (он ведь купил на что-то таверну в Бристоле!), а болтливый Капитан Флинт своим лексиконом напоминал ему те времена, когда он имел обе ноги и командовал абордажной командой...
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!