Элегантность середины XIX века: мужской вариант

843 прочитали

Всегда приятно полюбоваться портретом интересной дамы, но если есть и парный портрет, её супруга, как же не взглянуть и на него! однажды мы с вами в деталях рассматривали портрет очень элегантной дамы в чёрном (вот здесь), и мне нынче подали отличную идею - приглядеться ко второй половинке этой пары. Тем более что эта половинка очень элегантна. Судите сами:

Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons
Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons

Не могу не заметить, однако, что выглядеть элегантным джентльменом в XIX веке было много проще, чем элегантной дамой. По одной простой причине - мужчины одевались скромно, сдержанно, и в очень узких рамках. То ли дело дамы, которые были выставкой достижений своих мужей, и которым мода то и дело предлагала огромный выбор - а тут уж легко можно было заблудиться и создать недостаточно изящный образ. И если уж супруги решили запечатлеть себя на портретах для потомков в парадных образах, то платья могли быть самыми разными, а вот вечерний мужской костюм, фрак... Он и есть фрак! К тому времени уже только чёрный.

Другое дело, что и в этих рамках мужчины всё равно могли проявить изысканный вкус. Дьявол-то в деталях... То же можно сказать и про нашего героя.

Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Вот в таком виде мужчина должен был появляться на вечерних мероприятиях - от ужинов до балов, от оперы до официальных приёмов. Обратите внимание на узел галстука - чёрный плотный атлас вывязан безупречным бантом с лёгкой, не сразу заметной асимметрией. Чуть ниже на груди белоснежной сорочки вколота булавка для галстука - да, так их тоже носили. Не совсем понятно, что именно пытался изобразить художник, скорее всего, большую жемчужину. В любом случае, и обманчиво простой галстук, и такая булавка говорят нам, что перед нами человек со вкусом.

Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Пуговицы белого жилета обтянуты тканью, из которой он сделан, и с пуговицами фрака то же самое. Тут никакого блеска не допускалось!

Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

На фоне жилета выделяется цепочка для часов, которая тянется одним концом к кармашку, где они и лежат, а с другого пропущена через петлю жилета. Тот вид плетения, когда цепь походит на струящуюся металлическую змейку. К ней подвешен в меру крупный, заметный брелок. Мне он по форме напоминает охотничий манок - возможно, что-то такое в виду и имелось, ведь мужские украшения нередко были охотничьей тематики.

И ещё одно украшение - крупный перстень, и, кажется, это печатка с гербом и короной. Очень маскулинное украшение - не перепутаешь с изящными колечками супруги.

Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
Портрет Франца Бужатти, Иоганн Кристиан Майер, 1854. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Словом, вот достойнейший образчик мужской элегантности той поры!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!