27 часов на поезде по Сибири: стали ли комфортнее купе в поездах РЖД дальнего следования

322 прочитали

Поездка на поезде по Сибири — это не просто путешествие через тысячи километров дикой природы, бесконечных березовых лесов, болот и живописных горных пейзажей, но и своего рода испытание на выносливость и терпение. Недавно я провела 27 часов в купе поезда дальнего следования Москва — Улан-Удэ, и этот беспощадный к моему вестибулярному аппарату опыт заставил меня задуматься о том, насколько комфортнее стали вагоны за последние годы. Последний раз я путешествовала на поезде аж в 2017 году, во время развлекательной поездки в Казань, и за почти 7 лет изменилось многое и приятно удивило, а что-то повергло меня в шок — неужели до сих пор такое бывает в российских поездах?

г. Красноярск, вид на Енисей, фото автора
г. Красноярск, вид на Енисей, фото автора

Почему выбрала поезд?

Ещё пару лет назад моя подруга пригласила меня в Красноярск — посмотреть город и, возможно, пожить некоторое время. Несколько лет подряд поездка в последний момент срывалась из-за разных обстоятельств, но в этом апреле я была весьма решительно настроена попутешествовать и сменить порядком надоевшую уральскую «пластинку». Красноярск стал идеальным выбором — красивейшие озера, леса и горы, огромное вдохновение для моих фэнтези-образов и впечатлений для написания романа про эльфов в славянских декорациях. В конце мая я покупаю билет в купе за месяц до отправления, и верхняя полка обошлась мне в 7757,80 рублей в одну сторону. Немало, скажу я вам, в плацкарте я бы сэкономила минимум в 2 раза, но стройный ряд дурно пахнущих пяток и волосатых подмышек меня мало привлекал.

Почему я выбрала 27-часовое путешествие на поезде, если за ту же цену плюс-минус могла долететь за три часа на самолёте из Тюмени? Всё дело в специфике багажа: так как я не знала, затянется ли моя поездка, взяла много вещей — несколько комплектов одежды, косметику, аптечку, фототехнику, графический планшет и ноутбук, дополнительную пару обуви, пальто и даже парочку костюмов для фотосессии. В сумме мой багаж практически достиг отметки в 30 кг, при разрешённом бесплатном лимите в 36 кг на один посадочный талон. К счастью, габариты багажа не стали особо тщательно замерять и взвешивать, хотя я очень переживала за этот момент и прикидывала, какие вещи мне придётся оставить в случае чего. Естественно, за такой вес на самолёте пришлось бы хорошенько заплатить, так как в ручную кладь я бы явно не уместилась. Кроме этого, у меня много «запрещёнки» для самолёта — флаконов с косметикой большого объема, маникюрные ножницы, аккумуляторы и техника. Поезд стал для меня однозначным вариантом в этом путешествии. Хотя, я такому раскладу даже рада — мне нравится романтика российских поездов, а вот перелётов побаиваюсь и страдаю от аэрофобии. За всю жизнь мне приходилось летать лишь раз, и то это был экспедиционный вертолёт Ми-8.

Платформа в г. Тюмень, фото автора
Платформа в г. Тюмень, фото автора

Посадка и первое впечатление

Я начала свой путь из города Тюмень и их маленького вокзала — я была рада, что там не так много путей и платформ, потому что в Екатеринбурге я всегда сильно путалась в нужных направлениях. Была приятно удивлена довольно чистым и бесплатным туалетам на вокзале. Когда я ездила в последний раз поездом, в уборных вокзала приходилось зажимать нос и все ручки придерживать исключительно через салфетку. Кроме того, почти все вокзальные туалеты были платными, и иногда приходилось устраивать небольшой скандал, что имея на руках билет, я имею полное право пройти в кабинку бесплатно. Интересно, как с этим делом обстоит в других городах?

В переходах на путь отправления поезда во многих местах отсутствовали пандусы, а где имелись — невозможно поднять чемодан на колёсиках. К счастью, папа помог мне принести чемодан на перрон через все бесконечные лестницы вверх-вниз. Сама я бы тоже справилась, но порядком устала. Когда поезд прибыл на платформу вокзала, первое, что привлекло внимание, — это внешнее состояние вагонов. Многие из них выглядели абсолютно новыми. Однако, когда я оказалась внутри вагона, сразу же почувствовалось, что это вагон старого образца, пусть и немного обновлённый — вместо лаковых панелей «под дерево» и удручающего депрессивного впечатления от цвета стен, стены и потолки были окрашены в приятный бежевый цвет. Выяснилось также, что мой вагон оборудован кондиционером и биотуалетом, но так как я заселялась поздно ночью, я лишь в темноте худо-бедно натянула постельное и почти сразу задремала, не отправляясь на изучение обстановки.

Устройство купе: что изменилось?

Несмотря на наличие кондиционера, его включают только днём, поэтому ночью в купе стало душно, ведь в ту ночь термометр даже на улице показывал +20. Я спала в футболке и тонких домашних спортивных брючках — и очень пожалела, что не положила шорты в рюкзак. Не пыталась заправить одеяло в пододеяльник и просто затолкала его куда-то за подушку, чтобы не мешало. Я очень надеялась, что получится побывать в супер-современном купе РЖД, которые они активно рекламируют — когда у каждого пассажира есть своя розетка, шторочка от посторонних глаз, а между верхними полками свой столик. Именно поэтому я взяла поезд дальнего следования, который выходит из столицы. Но увы. Из изменений со своих прошлых поездок я могу только отметить, что матрасы будто бы стали мягче. И новая занавеска-жалюзи, которая более плотно закрывала окно на ночь от бликов встречных поездов и станций, но убрала ту самую эстетику и романтику окошка в купе. С верхней полки нельзя было выглянуть в окно, поэтому большую часть времени я смотрела на пейзажи в вагоне. Кондиционер действительно включили под утро, и стало очень холодно — хоть я и укуталась, как могла, небольшая боль в горле намекает, что меня прилично продуло. Переодеваться приходилось под утро, пока все спали. Личного пространства в этот поезд не завезли.

Площадь у вокзала в г. Красноярск, фото автора
Площадь у вокзала в г. Красноярск, фото автора

Как я уже сказала выше, едва ли появилась возможность комфортно зарядить телефон, если ты выбрал верхнюю полку — на купе имелось всего две розетки под столиком, и ползать за зарядкой вниз через еду и соседей по купе банально неудобно. Никаких USB-портов, только обычные розетки 220 В. К счастью, я взяла с собой съемный аккумулятор на 10 000 мАч, поэтому с комфортом заряжала телефон на своей полке, когда другим приходилось стоять возле розеток в вагоне. К тому же, почему-то у многих не получалось зарядить свои устройства, зарядка просто не поступала. Мой телефон через оригинальный блок я также не смогла зарядить, розетка то работала, то нет, но здесь опять же выручил съемный аккумулятор, который заряжался без проблем, за исключением боли в ногах, которые прилично уставали за час возле окна. Если планируете путешествие на поезде, учитывайте этот момент, что можете угодить вот в такой старенький вагон.

Wi-Fi в поезде я также не нашла, поэтому пришлось довольствоваться редкими подключениями к «внешнему» миру на коротких остановках станций и в крупных городах. Я была готова к такому раскладу, поэтому заранее скачала на телефон фильмы, взяла с собой книгу и блокнот. Спойлер: я не досмотрела даже один фильм, потому что меня сильно укачивало, и большую часть времени я просто спала, а оставшееся время — смотрела в окно на берёзки.

Качество обслуживания и питание

Обслуживание в поездах РЖД претерпело незначительные изменения, но они есть. Не могу сказать, что все проводники стали более внимательными и доброжелательными, но мне попалась просто милейшая женщина, которая располагала к себе одной лишь улыбкой и отвечала на любой мой вопрос. А вот её сменщица на ночное время, как я назвала её «тётя-баклажан», была менее доброжелательной и ходила с вечно недовольным лицом.

Вагон-ресторан предлагал разнообразное меню, кроме того, не обязательно выходить из купе — иногда меню и еду доставляли прямо в постель, как говорится. Семейная пара, к примеру, взяла себе завтрак, но мне показалось, что рисовая кашка на молоке и булочка-бриошь за 200 рублей размером с детскую ладошку — очень кучеряво. На многих станциях была возможность приобрести местные продукты, например, пирожки, но у меня был полный запас для путешествий, который не изменяется много лет — бутылка воды, энергетические мюслевые и протеиновые батончики, бисквиты в индивидуальных упаковках, орехи и шоколад. Почему-то я надеялась, что одного литра воды мне хватит на весь путь, но из-за душных ночей, пришлось докупить минералку у проводника, за 0,5 литра я отдала аж 80 рублей! Если вы не любите пить воду из кулера и не берёте в поезде кипяток, советую брать воды с запасом.

В мой билет было включено бесплатное питание — один раз мне принесли завтрак. Хотелось бы, конечно, чтобы был выбор: как-то странно включать бесплатным только завтрак, если я еду больше суток, я бы предпочла второе на обед или ужин, потому что не ем по утрам. Но я свой завтрак съела практически в обед, поэтому не жалуюсь. Индивидуальный продуктовый набор включал: два горячих блинчика с яблоком и корицей, мюслевый батончик, десерт-пюре, бутылка воды 0,25 мл, столовые приборы, салфетки и мятная конфета. Я не уточнила, почему конкретно на этом направлении есть данная услуга, но когда я ездила до Казани и в Нижневартовск, едва ли кто-то там предлагал бесплатную еду. Блинчики были очень вкусными! В вагон ресторан я так и не сходила, потому что от укачивания не особо хотела есть.

Фото автора
Фото автора

Самое важное: туалеты

Самые неприятные воспоминания прошлых поездок в поездах РЖД — это походы в туалет. Не могу сказать, когда в РЖД появились биотуалеты, но в старых поездах спуск унитаза происходил непосредственно на жд-пути. К чему это приводило? Во-первых, в тамбуре возле туалетов просто невозможно было находиться из-за ужасного запаха. Во-вторых, очереди по утрам могли вытягиваться на длину всего вагона, ведь перед каждой станцией значилась санитарная зона, туалет попросту закрывали на замок. К тому же, окна в туалетах прозрачные! Никакого уединения! В моём поезде туалеты остались в старом дизайне, за исключением важной детали: теперь это биотуалеты, которые всегда открыты, даже не станциях, а стекло стало матовым. Мне «повезло» купить билет в предпоследний вагон длинного поезда, поэтому нас сильно штормило в пути, особенно, если поезд разгонялся до 110 км/ч. Поэтому я нагло посещала уборную в 90% случаев исключительно во время стоянок. В вагоне установлено табло, которое оповещало, занят ли туалет на данный момент, поэтому очередей также не было — достаточно выглянуть из купе и посмотреть информацию. Но почему-то, особо «умные» граждане всё равно часто дергали ручку в туалете, когда уборная занята. Может, читать не умеют?

Фото автора
Фото автора

Чистота уборных определённо стала на уровень выше, но я не рискнула там ни умываться, ни чистить зубы, хотя кроме набора постельного и полотенца каждый в купе получал гигиенический набор (одноразовые тапочки, зубная щётка и миниатюра пасты). Для таких же брезгливых, как и я, советую запастись жвачками, личной туалетной бумагой, санитайзером и влажными салфетками. К счастью, ехать мне пришлось чуть больше суток. В уборной всё такой же маленький отсек для бумажных отходов, который быстро переполнялся и часть бумажки лежали прямо на полу, пока не придёт время уборки. Я ходила в уборную рядом с проводницей, потому что почему-то там намного чище, чем в дальней. В какой-то момент дальний туалет и вовсе сломался — с потолка начала капать вода и залила весь пол в тамбуре. Не знаю, как быстро его починили, но увидев с потолка капель прямо на унитаз, я не рискнула туда возвращаться.

Повезло ли мне с попутчиками?

Первое впечатление было обманчивым. Как только я заселилась, я осознала, что угодила в возрастное 50+ купе, две женщины и мужчина, и расстроилась, что не с кем будет поговорить. В моём поезде не осталось женских купе, поэтому наличию мужчины я тоже не особо обрадовалась. В своём телеграм-канале я даже пошутила, что еду со своей целевой аудиторией на Дзене, и уже предвкушала неудобные вопросы про блог и пирсинг. К моему удивлению, семейная пара из Иркутска оказалась весьма милой — пришлось отбиваться от бесплатных пирожков с капустой, поболтали о Байкале и когда лучше там отдыхать (они мне посоветовали посетить Листвянку в августе). Женщина из Новосибирска — химик-аналитик на пенсии, тоже милая женщина, которая почему-то приняла меня за школьницу и ласково называла «птичкой», с ней мы поговорили о химии, природе и творчестве. Затем на её место заселилась молодая бизнес-акула из Твери, которая всю дорогу или работала, или говорила по телефону о работе, с ней мы почти не общались после знакомства. В целом, соседи-комфортик, никто не храпел, а я почти всё время провела на верхней полке, спала и смотрела фильм, когда пейзажи за окном надоедали.

Вокзал в Красноярске, фото автора
Вокзал в Красноярске, фото автора

Заключение: стоит ли ехать на поезде по России?

Безусловно, это классный опыт! Ко мне только после 20+ часов в пути пришло осознание, что я в Сибири, когда за окном начали появляться сопки и горные речки в глубоких таёжных долинах. Купе стали заметно комфортнее с моей последней поездки. Конечно, всегда есть место для улучшений, но в целом поездка оставила положительные эмоции и море впечатлений. У меня была идея заснять все красивые сибирские реки, Обь в Новосибирске я проспала, но посмотрела на Иртыш в Омске и Томь в Кемеровской области. Жалею только, что почти не снимала в окно на большую камеру, лишь видео на телефон, но обязательно исправлю это на обратном пути. Уверена, что не на всех направлениях и не во всех поездах так же комфортно, как было у меня, но я практически не заметила, как прошли эти сутки в дороге, за исключением небольшой тошноты от укачивания. Но это мои личные проблемы и особенности организма, а мятные конфеты быстро приводили меня в норму.

Если вы раздумываете над тем, стоит ли отправляться в длительное путешествие по железной дороге по России, мой совет — попробуйте. Это уникальная возможность увидеть прекрасные пейзажи нашей необъятной страны, познакомиться с новыми людьми и насладиться медленно, но верно возрастающим комфортом современных вагонов.

Тот же пейзаж, что и в начале статьи, но днём ранее. После дождя горы были чистыми, без смога
Тот же пейзаж, что и в начале статьи, но днём ранее. После дождя горы были чистыми, без смога
Мои путевые заметки и видео, пока я живу в Красноярске, вы можете посмотреть в моём телеграм-канале. Там я публикую ситуативный контент, кружочки, видео, селфи и личные размышления, которыми не хотела бы спамить на Дзене:

Спасибо за прочтение, ваша Вета 💜