Ну что, друзья, я обещал рассказать вам подробнее о том, как нас встречали в мордовских деревнях. И вот — пожалуйста!
Если вы читали мою статью про мордву, то знаете, что этот народ (этнос) состоит из двух крупных субэтносов: эрзя и мокша. Если не читали, то почитайте:
Первой мы посетили эрзянскую деревню Подлесная Тавла. О ней и пойдёт речь.
Прямо с туристического автобуса нас хлебом-солью встретила группа женщин (и один мужчина) в национальных нарядах. Курткам не удивляйтесь — был ноябрь, в конце концов.
Встретили не только хлебом-солью, но и народными мордовскими песнями. Было задорно и весело.
Ещё был такой вот деревянный мужичок, держащий в руке тораму — традиционную мордовскую трубу, которую в былые времена использовали для сбора людей из близлежащих деревень (в том числе для объединения перед лицом врага). Про тораму я вам ещё расскажу. И покажу.
Всё это дело, кстати, происходило в музее под названием «Этно-кудо» («кудо» значит «дом»). Он носит имя мордовского музыканта и фольклориста Владимира Ивановича Ромашкина (также известного как Йовлань Оло). Его бюст стоит около музея.
Если говорить о деревянном мужике, то это не единственная деревянная скульптура здесь — во дворе дома и на прилегающем луге стоят десятки таких. Я уже рассказывал вам, что резьба по дереву — это главный мордовский народный промысел.
Любопытных скульптур здесь хватает — каждую хочется долго рассматривать, и каждую мне хочется вам показать. Но я не знаю, как уместить это всё в одну статью.
В общем, после торжественного приёма нас проводили к дому, на крыльце опять попев мордовские песни.
Затем нам объявили, что помимо обычных песен, нам покажут ритуальные песни, исполняемые при подготовке невесты к свадьбе. В качестве «невесты» выбрали единственную молодую девушку из нашей группы (помимо моей жены, конечно; но у неё уже был заметный животик, поэтому невестой она была бы, мягко говоря, странной).
«Невесту» встретил на крыльце несколькими песнями, затем нас всех проводили в дом, где песни продолжились.
Скажу честно: эта часть мероприятия мне показалась немного затянутой. Понятно, что хотели показать ритуал как можно подробнее, но значительная часть песен была довольно заунывной — невесте положено горевать, причитать, плакать и жаловаться, покидая отчий дом. Поэтому песни звучали в основном печальные.
Было откровенно скучно, извините уж меня.
Зато это время можно было потратить на осмотр деревянных скульптур и других частей дома, что я и сделал.
В музее можно купить некоторые сувениры — продукты народных промыслов. Я купил себе вот такой берестяной амулет.
Просто пустой коробок из бересты, обмотанный нитками и украшенный таинственными символами. Внутри он пустой. Когда человек носит такой амулет (рассказываю так, как запомнил), он напитывает его своей энергией (в смысле, человек передаёт свою энергию амулету). И когда-нибудь потом потомок этого человека, взяв в руки этот амулет, сможет почувствовать энергию своего предка.
Ну, как-то так.
Я человек православный, в амулеты не верю — купил просто как вещицу с национальным колоритом.
А вот та самая торама — труба для сбора. Их делали одним из двух способов: либо раскалывали полено вдоль, выдалбливали древесину и склеивали; либо, как здесь, собирали из нескольких коротких деревянных цилиндров разного диаметра.
Говорят, звук разносится очень далеко.
В доме нам показали не только тораму, но и другие старинные предметы обихода.
Прялки, всевозможные горшки, сундуки, инструменты — всё то, что можно увидеть в любом краеведческом музее.
А, ну и мои любимые рубели, конечно — куда же без них)
Во время невестиных песнопений нам предложили угоститься закусками: солёными огурчиками, мордовскими блинами, ещё чем-то. Фотографий у меня нет, потому что… ну, вы знаете наш народ… Там всё очень-очень быстро разобрали.
Вообще, друзья, музей замечательный. Было бы побольше времени, там можно и книги полистать, и ещё больше о традициях узнать, и блинов нормально поесть.
И за всё это стоит сказать спасибо Владимиру Ромашкину — человеку, который очень много сделал для сохранения мордовской культуры.
Теперь то же самое продолжают делать его последователи. За что им тоже огромное спасибо!