Найти тему

Усталые путники

Рассказ вошел в шорт-лист литературного конкурса, и я с удовольствием поделюсь им с моими читателями. Он ценен для меня тем, что я писала его по легенде о появлении моего родного города - Заинска в Республике Татарстан. Удивляюсь, как его вообще взяли в длинный список, потому что я как всегда запрыгнула в последний вагон и отправила плохо отредактированный текст. Моя героиня Назира кое-где была Урсулой, потому что именно такое имя я изначально дала этой смелой женщине, способной на подвиг ради своей семьи.

Они шли очень долго. Путь держали из далеких восточных степей. Старик-предводитель Абдулла, у которого уже стали подкашиваться ноги, собрал всех у костра в вечернем полумраке и оповестил народ: дальше идти бессмысленно, воды поблизости нет. Люди зароптали, младенец на руках Назиры издал истошный крик жажды, а девочка постарше, Лейла, плотнее прижалась к ногам матери.

Все понимали: возвращаться туда, откуда пришли, опасно. Проделать такой путь и потерять надежду – они обрекали себя на смерть. Запасов воды и пропитания оставалось на один день, а их окружала лишь степь. Нужно было принимать решение.

Вильдан, муж Назиры, предложил укладываться на ночлег: утро покажет.

Костер догорал. Последние искорки взлетали ввысь, когда Назира дотрагивалась палкой до красных головешек. Она смотрела на звезды и просила небо спасти ее детей. Лейла уже могла сама о себе позаботиться, она хорошо излагала мысли на их наречии, но Йасхан был совсем кроха.

У Назиры еще туго наполнялась грудь, и сосание младенца приносило женщине облегчение. Но если он ел слишком много, у Назиры пересыхало в горле. Она тянулась к фляге с водой, чтобы отпить лишь пару капель, прикидывая, сколько останется для мужа и дочери.

фото с Piqsels
фото с Piqsels

Младенец всю ночь был беспокойный, тянулся к соску, и Назира попеременно совала ему то одну, то другую грудь и молила Аллаха: лишь бы не пропало молоко. Она все посматривала на Лейлу, которая уткнулась в спину отца и перебирала во сне холщовую подстилку.

Не было покоя ни на земле, ни на небе. Звезды пропали, и их место заняли иссиня-черные тучи. И мысли Назиры переметнулись к дождю. Пролей хоть немного, они смогли бы пополнить запасы воды и двинуться в путь.

Йасхан наконец заснул, а женщина пребывала в полусне. Дремотно она кинула взгляд на Лейлу – та до сих пор теребила накидку. Что-то ее беспокоило, но рядом с Вильданом дочери ничего не угрожало.

Ослепительный блеск молнии заставил Назиру вздрогнуть – дурное предзнаменование? Небо метает огонь, но дождя нет. Женщине стало страшно: что-то их ждет на этом пути?

– Вода! – вскрикнула Лейла во сне. Назира подоткнула под младенца рогожку и пошла к дочери. Все еще спали, но Назире казалось, что близится утро. Небеса задерживали рассвет, из-за черных грозовых туч он не мог пробиться к людям.

фото с Piqsels
фото с Piqsels

Назира смотрела на изможденные лица спящих. Ей вспоминалось, какими они были раньше, до того, как были вынуждены избрать путь. Мужчины – крепкие, веселые. Женщины – ласковые и сильные, с младенцами на руках, окруженные стайкой детей постарше. Они с невыразимо простой силой принимали смерти своих детей. Назира вспоминала слова предводителя, который находил время успокоить мать, потерявшую дитя: «На всё воля Господа». Но самым мудрым было то, что он разрешал выплакать каждой свое горе, отводил им время на печаль, по прошествии которого женщина снова должна была войти в жизненный круг.

-3

Первым проснулся Вильдан. Он растормошил угли, рядом с которыми спал Абдулла. Стал будить его и удивился тому, насколько крепок был сон старика. Когда же все остальные стали подходить к центру бивака, стало ясно: предводитель не дышит.

Смерть Старца

– Дурное предзнаменование! – заверещала Аиша, которая более всех противилась избранному племенем пути – искать воду и новое место поселения.

Назира редко верила в приметы, особенно же – в дурные знаки. Смерть Абдуллы многое меняла в жизни народа, но только люди могли решить, что для них дурно, а что нет. К последнему она относила это движение, путь к неизвестной реке, которая могла бы стать для них началом новой жизни.

Жизнь старца оборвалась стремительно. Назире всегда казалось, что именно он доведет их до воды. Она вспомнила: «Вода!» – вскрикнула во сне Лейла, вот это точно предзнаменование, только не дурное, а доброе, – решила женщина и быстро притянула к себе дочь.

– Что это было? Ты видела воду? – быстро прошептала она ей на ухо.

Лейла объяснила матери, что во сне ей привиделась голубая лента реки, обрамленная по обеим сторонам зеленым берегом высоких трав.

Фото автора. Сейчас река Зай выглядит так.
Фото автора. Сейчас река Зай выглядит так.

Им не дали договорить, но Назира поняла: их путь не напрасен.

Оплакивая старца, женщина взглянула на небо, и на ее влажное от слез лицо стали стремительно падать холодные капли дождя. Его поток усилился, и люди начали подставлять глиняные ковши, чтобы набрать воды. Они благодарили Бога и старца, который с небес ниспослал им живительную влагу. То значило: они будут жить. Они смогут продолжить путь.

Продолжение следует...

Подпишитесь, чтобы узнать, что было дальше.