Южные города просыпаются рано.
Только первые лучи золотят облака, как хозяйки, весело переговариваясь, устремляются на базар.
- Салам, Валида, что сегодня своим пострелятам готовить будешь? Я лобио задумала.
- Салам, Тома. Довгу и кутабы, лобио без меня не покупай. Мои паразиты опять залезали на старую шелковицу и объелись. Ладно живот, он пройдет, они две футболки угваздали так, что на люди стыдно выпустить.
- Они мальчишки, что с них возьмешь! У меня девчонка, так она выше твоих Заура и Вагифом залезла. Домой пришла с синим языком, и нормальную еду есть отказывается, только вашу зелень.
Веселый смех расплескивается на укутанной утренними тенями улице, как серебряные шарики и сменяется веселым гомоном рынка. На верхней части его продают ягоды и фрукты, маринованнные и привозные овощи, специи и орехи. Молочка и зелень - в просторном подвальном зале, тут прохладно даже в жгучий полдень. Груды самой разнообразной зелени высятся на прилавках так, что за ними с трудом можно увидеть веселую пышную, как квашня, продавщицу. Она белозубо улыбается, звонко смеется и громко торгуется за каждый пучок.
Редиска и укроп, любисток и кирсалат(кресс), петрушка, кинза и пять сортов базилика, орегано, разнообразные салаты, тархун, майоран, чабрец, ревень, руккола, сельдерей, щавель, шпинат, мицуна, мелисса, мята семи видов, зеленый лук и еще пара десятков неведомых травок, названия которых заставляют непривычный язык завязываться в загогулину. Невероятно, но уже к девяти часам здесь останется одна двадцатая утреннего разнообразия, а усталые зевающие торговки будут пересчитывать мелочь и разглаживать мятые влажные манаты. Им пора домой, их время вышло.
Несет полную сумку зелени и пакет со свежим жирным творогом Валида, Тома рядом нагружена шипастыми огурцами, крутобокими помидорами и зеленой фасолью.
- Спасибо тебе, Валида. Вот уже год живу здесь, а лобио варить еще не приходилось. В этой вашей зеленой фасоли я совсем не разбираюсь.
- Запомни, свежие стручки, если их согнуть, сразу ломаются, сочные и свежие потому что. А старые гнуться будут. Ты их хоть час вари, все равно жесткие получатся. Это не лобио, это дрянь. Обмануть тебя хотели, залежалый товар пихали, а ты и рада. А лобио вместе варить будем, так и научишься!
И вот начинается священнодействие. Мелкой любительнице туты-шелковицы с синими пятнами на руках и физиономии поручили помыть в огромном алюминиевом тазу зеленую фасоль. Здоровенные стручки шершавятся и действительно, очень легко ломаются, холодная вода брызжет на тонкие загорелые руки. Потом самое ответственное - срезать кончики стручка так, чтобы осевая жилка удалилась одним завивающимся волокном. Нарезать стручки, в которых только-только завязались семена, на кусочки в 3-4 см и бросить в кастрюлю с водой и прокипятить 20 минут. В той же кастрюле, как закипит, ошпариваются помидоры. Как сталь: из кипятка они попадают в ледяную воду и тоненькая прозрачная кожица сама лопается и закручивается.
А в это время творится магия зажарки для лобио:
- Только топленое масло, не экономь! Это вкус, это жир, это нежность и сливки на языке. Можешь добавить чуть-чуть растительного, но только хорошего, духмяного. Видишь, как оно раскалилось и мерцает в кастрюле?
И правда, мерцает, так играет солнце на волнах, когда смотришь на них из глубины. В это время маленькая пухленькая Валида бросает в него лук, нарезанный крупным кубиком и в пузырчатой радужной пузырчатости он даже не поджаривается, он карамелизуется и розовеет. За эти мгновения голенькие гладкие помидорки уже нарублены на кусочки и масло сразу же успокаивается, утомленное обилием нежного сока. Газ под сковородой уменьшается и томление двух составляющих божественного блюда происходит без участия человека в двух посудинах независимо друг о друга.
Время передохнуть, поболтать и попить чаю. Вы знаете. Как пьют чай на Востоке? Его не заваривают на весь день. Неет.
В заварник сыплется заварка, несколько бутончиков роз или пара капель розового масла, несколько листиков сухих травок, коробочку кардамона и все это богатство заливается крутым кипятком. Тут же сливается в стакан и вновь отправляется в заварник, и так 3 раза, не меньше. Насыщенный кислородом чай приобретатет необыкновенный вкус. Огненно горячий напиток пьют с финиками и изюмом, сушеными шелковицей и инжиром, просто с крохотными кусочками каменно-твердого рафинада или сотней видов сладкой выпечки. Чай, настаивавшийся дольше 5 минут никто пить уже не будет - это яд, а не дар богов, - говорят в этих местах. и обязательно из крохотных хрустальных тюльпанов - армуду.
20 минут пролетели за чаем незаметно, подошло время соединять овощи и фасоль в единое целое. Ее шумовкой достают из кипятка и бросают в загустевшую помидорно-луковую лаву, посыпают зеленым луком, кинзой, фиолетовым базиликом, солят и быстро вмешивают два свежих куриных яйца. Готово. Магия!
- Кушай, дорогая! Утром скушай лобио, и до вечера кушать не захочешь. А вечером не разогревай, прямо так ешь. Остывший лобио с теплым чуреком - наслаждение.
Я, слушая воркование старой азербайджанки с усиками, вилкой наворачиваю ароматное овощное блюдо, собираю последние капли божественного соуса кусочком пышного лаваша с кунжутом - чурека и действительно, не вспоминаю о голоде до самого заката. Мне 10 лет, впереди жаркое долгое лето, купание в ледяной Куре, рыбалка, фруктовые деревья, растущие в городском парке, обилие фонтанов, в которых можно плескаться. Куда ты ушло так безвозвратно, золотое советское детство?
Жизнь на пенсии - не сахар, особенно, если привыкла помогать бездомышам. Для всех неравнодушных - помогать можно сообща! Вы можете отправить любую сумму, а я обязательно расскажу о тех, кого поддерживаю.
Можно перевести на карту Сбера:
2202 2069 0751 7861
Или так, для продвинутых:
И не забывайте про подписки и лайки, они невероятно мотивируют! Всем спасибо ;-)