Нехватка учителей в школах Вологодской области является одной из актуальных проблем, которая требует немедленного решения. По данным статистики, на конец 2023 года недобор в школах Вологодчины составлял 255 человек. При этом лишь 19,8% педагогов — младше 35 лет.
«На данный момент очень остро стоит вопрос нехватки молодых специалистов, особенно в сельской местности. Выпускники не хотят идти работать в школу, отдавая предпочтение другим профессиям. С каждым годом все больше расширяется список мер поддержки молодых педагогов, что позволяет немного решить кадровый вопрос», — рассказывает Светлана Мельникова, педагог Ермаковской средней школы.
Вологодский государственный университет активно работает над решением этой проблемы. ВоГУ предоставляет большое количество бюджетных мест по разным профилям подготовки педагогической направленности: история и обществознание, русский язык и литература, математика и информатика, география и биология. Также университет активно сотрудничает с разными учебными заведениями Вологодской области, что позволяет студентам-практикантам получать опыт работы в реальной образовательной среде, а школам — дополнительную помощь педагогам.
Студентка выпускного курса Института социальных и гуманитарных наук ВоГУ, Екатерина Кренделева завершает обучение по направлению «Педагогическое образование с двумя профилями: историческое и обществоведческое образование». Она рассказала об особенностях прохождения практики.
«В ВоГУ образовательный процесс выстроен так, чтобы студенты входили в школьную жизнь постепенно. Сначала организуется ознакомительная практика, во время которой ребята посещают учебные занятия, анализируют методы, формы и приемы построения уроков опытных преподавателей. Летом студенты проходят вожатскую практику, на которой могут закрепить полученные знания. Полноценная практика преподавания начинается лишь с четвертого курса. Сначала студенты отправляются на практику к 5-7 классам, а затем, получив необходимый опыт, идут к школьникам выпускных классов», — рассказывает Екатерина.
Вологодский госуниверситет стремится сделать пребывание студентов в школе более комфортным, поэтому личные предпочтения в выборе организации также учитываются. Ребята сами могут выбрать учебное заведение, в котором они будут проходит практику. Перед выходом в школы для студентов организуются собрания с руководителями практики. На нем преподаватели ВоГУ не только дают установку на предстающую работу, дают инструкцию по оформлению учебной документации, но и мотивируют студентов. По словам Екатерины, поддержка от преподавателей университета — колоссальная.
Формат заданий на педагогической практике — разнообразный. Это не только разработка и проведение учебных занятий, но и организация и проведение воспитательных мероприятий, обеспечение классного руководства, психолого-педагогический анализ класса и личности обучающегося. Такой спектр заданий позволяет студентам развить в себе, как в профессионале, разные компетенции.
«В школах практикантов принимают с особым вниманием. Педагогический коллектив поддерживает студентов, помогает в организации уроков, приглашает на работу в школу. Ученики, в свою очередь, уважительно относятся к молодым педагогам, проявляют интерес на уроках», — отмечает девушка.
Екатерина также подчеркнула, что поддержка опытных педагогов играет важную роль в мотивации студентов-практикантов. Старшие коллеги делятся своим опытом и знаниями, помогают ребятам освоиться в новой среде и преодолеть возможные трудности. Это способствует повышению желания работать в образовательной сфере.
«Педагогическая практика — интересный и важный этап студенческой жизни. Некоторые думают, что 12 недель практики в год — много, но я так не считаю. Практика помогает понять специфику нашей профессии. Погрузиться в учебный процесс, но уже в роли педагога. После практики увереннее себя чувствуешь, понимаешь, как грамотно выстроить урок, включая в него все необходимые этапы и учитывая возрастные и индивидуальные особенности учеников», — поделилась впечатлениями Екатерина.
ВоГУ обеспечивает студентам не только качественный процесс обучения, но и дальнейшее трудоустройство по профессии. Выпускники педагогических направлений трудоустраиваются в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, социально-реабилитационных центрах, культурно-досуговых центрах, школах-интернатах, детских домах, детских оздоровительных лагерях, детских комнатах полиции. Специалисты ведут образовательную деятельность, готовят методические материалы по избранным предметам, используют информационные технологии при подготовке и проведении занятий.
Материал подготовила студентка Института социальных и гуманитарных наук Арина Мельникова.