Вторая статья из серии «Финансы в строительстве» от специалистов компании Сметтер. В предыдущей статье мы рассказывали об основных финансовых терминах и понятиях. Сегодня поговорим о финансовом плане и целевой маржинальности.
Финансовый план базируется на простых принципах:
- Строить объекты нужно с прибылью (такая прибыль называется валовой);
- Валовой прибыли должно хватать на покрытие постоянных затрат (офис и персонал, аренда склада, маркетинг и пр), иметь возможность инвестировать в развитие компании (или обслуживать имеющийся долг), а также выплачивать дивиденды собственникам.
Иными словами, требуется оценить, сколько объектов и с какой прибыльностью нужно строить, чтобы хватало на содержание компании, уплату долгов, развитие и выплаты собственникам.
Как правильно считать затраты?
Давайте рассмотрим небольшой пример. Вы решили заняться отделкой номеров в апарт-отелях. На руках есть типовые проекты, вы оценили себестоимость работ и материалов по одному номеру в 300 000 рублей.
Чтобы эффективно работать и развиваться, нам потребуется следующий персонал:
- два прораба;
- сотрудник для поиска и обучения бригад;
- менеджер проекта для взаимодействия с генподрядчиком;
- сметчик для анализа проектов и составления смет;
- бухгалтер;
- финансист для отчетности по КС-2 и КС-3;
- сотрудник для тендерной работы и поиска новых подрядов;
- Генеральный директор.
Итого фонд заработной платы сотрудников вашей компании составит 700 000 рублей в месяц.
На аренду офиса, канцелярию и прочие расходы для обеспечения работы будет необходимо еще 100 000 рублей в месяц. Итого постоянные затраты составят 800 000 рублей в месяц.
Помимо постоянных затрат, нам нужно выплачивать суммы по кредиту, привлеченному на приобретение оборудования для компании. Сумма по кредиту составляет 100 000 рублей в месяц, и еще 100 000 рублей вы хотите получать как собственник бизнеса.
Согласно всем расчетам выше, валовая прибыль нашей компании должна составлять 1 000 000 рублей в месяц.
Определяем целевую прибыльность (маржинальность)
Для обеспечения валовой прибыли в 1 000 000 рублей в месяц компании будет необходимо сдавать 5 апартаментов, зарабатывая на каждом объекте 200 000 рублей. Следовательно, при составлении смет для заказчика обязательно нужно закладывать в сметы соответствующую наценку.
Стоимость отделки одного апартамента для заказчика составит 500 000 рублей (себестоимость + валовая прибыль).
Таким образом, мы опередили целевую прибыльность (маржинальность) наших смет. Она составляет 40% и считается по формуле «Валовая прибыль» / «Стоимость сметы для заказчика». Обычно в сфере строительства маржинальность смет составляет от 20 до 50%.
Как правильно составлять сметы для заказчика?
Мы подсчитали, какую маржинальность требуется закладывать в сметы для обеспечения жизнедеятельности компании. Теперь необходимо поручить сметчику составлять сметы таким образом, чтобы в каждой из них была заложена валовая прибыль не ниже целевой.
Если вы используете современные программы для управления строительным бизнесом, например Сметтер, то можете сразу видеть этот показатель. В Сметтере это видно на странице редактора сметы, а также в разделе "Финансы", вкладка "Объекты".
Удобный экспорт документа позволит сметчику создавать сметные документы с указанной маржинальностью для дальнешего утверждения у Генерального директора компании.
Мониторинг прибыльности
В ходе выполнения работ необходимо постоянно отслеживать какова реальная прибыльность по объектам и сметам компании. Это довольно трудоемкий процесс, требующий постоянного ручного труда финансиста.
Опять же в программе Сметтер можно без дополнительных усилий получить полное отслеживание и прогнозирование итоговой прибыли. Прогноз прибыли в сравнении с планом есть на странице каждого вашего объекта, а также в разделе "Финансы" > "Анализ прибыли".
Полные финансовые сводки в Сметтере позволят понять, где и по каким причинам не выдерживается целевая маржинальность. Такая информация позволит принимать управленческие решения по развитию деятельности компании.
Итоги
Для успешного развития потребуется:
- установить цели по валовой прибыли и маржинальности смет;
- придерживаться этих целей в ходе работы.
Использование программы Сметтер упразднит трудозатраты на такой финансовый анализ, и вы будете получать достоверную информацию о прибыльности компании в реальном времени.
---
Хотите автоматизировать ваш бизнес? Попробуйте программу Сметтер. 14 дней полного доступа после регистрации.
Сметтер - это базы строительных расценок по России и СНГ, редактор смет, планирование, работа с закупками и работами, финансовая аналитика компании, строительные документы и акты документы в один клик.