Событие очень маленькое и, казалось бы, незначительное. Но тот, кто в теме, поймет, какого уровня смогли достичь мои дети таким вот способом коммуникации.
Пишу про своих младших
Тиму 8 лет
Эле 5
Диагноз аутизм у обоих
Начну с того, о чем я много раз уже писала. Эля и Тим это бoмбa. И даже не замедленного действия. Их взрывнaя волна сносит все на своем пути. Достается всему семейству. Мне порой хочется сбежать в психушку.
Заводила всего этого безобразия, конечно же, Эля. Я не могу сказать, что она плохо воспитанна. У нас есть довольно успешный опыт в воспитании старших. А вот с младшей не получилось. И происходит это как-раз таки из-за непонимания социально-приемлемого поведения.
Чтобы поиграть с братом, она будет его тащить за шиворот, пока не разорвет на нем майку, лупасить тапком, щипать, кричать, раздражая тем самым его слух. И, конечно, получая в ответ желаемую реакцию.
В сентябре Эля идет в школу. В подготовительный класс. Недавно у нас со школьными специалистами было предварительное собрание, на котором меня спросили, что больше всего любит Эля. Я ответила: “Bugging Tim” (Раздражать Тима)
Наверное, они рассчитывали услышать, что она любит рисовать или слушать сказки. Ага! Как бы не так. Ее наилюбимейшее занятие доставать Тима. И происходит это, я уверенна, именно потому, что она любит брата и хочет с ним играть. Но не умеет правильно.
И вот, последние дни, что я стала замечать. Как Эля ЗАБОТИТСЯ о Тиме.
Тим не переносит звуки чихания и сморкания. Прям очень сильно не переносит. Он в ту же секунду начинает кричать и плакать. Ищет маму, чтобы укрыться в моих объятьях от этого страшного мира. Если рядом меня нет, может кинуться на человека, в попытках вытереть ему нос или закрыть рот.
Ситуацию мы эту прорабатывали и продолжаем прорабатывать уже несколько лет. Улучшений по этому поводу у нас нет.
Именно по этой причине Тим учится в библиотеке. Там меньше шансов, что кто-то чихнет или высморкается. Там тишина и Тима никто не раздражает. В класс он ходит. Но быстро устает и говорит: «Я хочу вернуться в библиотеку.» И ему разрешают.
Конечно, Эля знает эту особенность брата. И раньше она даже ковыряла свой нос, доставая оттуда “boogers”, чтобы выбесить Тима. Ей это отлично удавалось и она была счастлива.
А последние дни что-то пошло не так. Мои дети вышли на новый уровень развития и общения. Эля, вдруг, поняла, что можно ведь и по-другому.
Она предупреждает Тима, что сейчас чихнет или высморкается. Дает ему время добежать до спальни и закрыть за собой дверь. И только после этого чихает.
Я вначале даже не сразу поняла, что происходит. Увидела, как Тим зажал уши и молча несется в сторону комнаты. Забежал и быстро захлопнул дверь. Я пошла за ним, узнать, что случилось. А он и говорит: «Сейчас Эля будет чихать!»
После этого я стала подмечать, что Эля предупреждает Тима и дает ему время скрыться в комнате. Происходит все это очень тихо. Тим не плачет и не кричит. Он просто зажимает уши и молча убегает.
По моему, это наивысший уровень социально-приемлемого поведения для двоих маленьких детей аутистов. Которому они даже научились сами. Вдруг. Без нашего вмешательства.