Современные автомобили создаются исключительно из коммерческих интересов. Производители больше не думают о том, как создать машину, которая будет проходить по 500 тысяч километров и не требовать серьёзного обслуживания. В угоду экономичности и рентабельности, моторы, да и другие узлы автомобилей, превращаются в «игрушки», не способные проехать даже 200 тысяч километров без проблем.
То ли дело старый и проверенный чугун. Автомобили с моторами, имеющими чугунный блок, всегда пользовались популярностью и отличались поразительной надежностью. На современные машины их ставят мало, но всё равно можно найти достойные образцы, которые я решил включить в эту подборку.
Почему чугун вместо алюминия
Уверен, что владельцы автомобилей с чугунными блоками двигателя даже не станут задавать такой вопрос. Они прекрасно понимают, в чём основное преимущество чугуна – надежность. Только представьте, сколько усилий нужно приложить, чтобы повредить толстый чугунный блок двигателя.
Вспомните о временах, когда вы ездили в деревню к своим бабушками. Те самые чугунки, в которых бабушка готовила томлёные щи или прекрасную кашу. Многие из них ставили в печь на протяжении десятков лет, а они все равно сохраняют свои свойства и дадут фору любой современной алюминиевой кастрюле.
Так и с двигателями. В 90-е годы, когда машины создавали инженеры, а не маркетологи, при производстве двигателей использовались чугунные блоки. Не удивительно, что и теперь можно встретить на дорогах 25-летние автомобили, которые все ещё на ходу и умирать не собираются.
А что будет с этими хвалёными европейскими «тележками», через 25 лет. Они окажутся на свалке. И все дело в алюминиевых блоках двигателя.
Зачем производители отказались от использования чугуна? Тут сыграло множество факторов. Во-первых, стоимость производства. Алюминий проще отлить и легко обработать.
Во-вторых, алюминиевые блоки имеют меньший вес, что позволило добиться снижения общей массы автомобиля, и, следовательно, сократить мощность мотора без потери динамики.
В-третьих, «вечные» моторы сегодня производителям не интересны, ведь им нужно, чтобы автолюбитель менял автомобиль на новый в среднем раз в 5 лет. А кто пойдёт в салон за новой машиной, если она будет ездить 15 лет и не доставлять проблем.
Правда, и сегодня можно найти несколько достойных моделей с чугуном под капотом. Любители «надежности» обязательно должны обратить на них своё внимание.
Duster
Кроссоверы французского концерна Renault, которые до недавнего времени собирались в России, и сейчас пользуются неплохой популярностью. И все благодаря надёжности, которая оправдывается использованием мотора F4R, имеющим в основании чугунный блок.
Если французы вас пугают, и вы являетесь фанатом японского автопрома, можно рассмотреть к покупке Nissan Terrano, который является родным братом кроссовера Duster. Они имеют под капотом одинаковые моторы.
Среди основных преимуществ двигателя F4R эксперты выделяют:
- использование ременного привода ГРМ;
- простоту в обслуживании;
- наличие гидрокомпенсаторов;
- ресурс от 400 тысяч километров пробега.
Как видите, отличный силовой агрегат для российских автолюбителей. Починить его можно за «копейки» и буквально на коленке, а свои 400 тысяч километров, даже при минимальном уходе, он точно проедет. Да и с дорогущей цепью мучиться не придётся, ведь привод тут ременный.
Естественно, что создание идеального мотора, полностью лишенного недостатков – это утопия. F4R плохо справляется с 92-ым бензином, а после 150 тысяч километров пробега начинает «поджирать» масло.
Logan
Ещё один представитель французского автопрома, который также под капотом имеет чугунный блок двигателя. Это моторы К4М и К7М. Они имеют схожий конструктив и отличаются лишь количеством клапанов (8 или 16).
В сравнении с современными алюминиевыми моторами, эти агрегаты имеют следующие преимущества:
- К4М оснащен гидрокомпенсаторами;
- наличие ременного привода, что делает обслуживание более дешевым;
- моторы легко «переваривают» 92-й бензин;
- легко ремонтировать дешевыми запчастями.
Основной недостаток этих моторов – время. Все же они создавались достаточно давно, и при всей своей надежности, не могут похвастаться экономичностью. Нередко возникают мелкие проблемы, которые не требуют серьёзных вложений, но заставляют владельца обращать на двигатель внимание.
Как показывает практика, 500 тысяч километров без капитального ремонта эти автомобили могут проехать легко.
Niva
Отечественный внедорожник оснащается двигателем ВАЗ-2123. Просто и надёжный чугунный блок, имеющий 8 клапанов, дополненных гидрокомпенсаторами. Объём скромный – 1,7 литра, но для компактного российского внедорожника его вполне хватает.
Правда, фанаты «Нивы» вряд ли будут долго хвалить этот мотор. Фактически, чугунный блок, дающий поразительную надежность, является его основным, и единственным плюсом.
По всем остальным аспектам ВАЗ-2123 проигрывает всем своим современным конкурентам. Он слишком шумный, не особенно экономичный, да и динамикой особой похвастаться не может.
Впрочем, основной причиной всех проблем с этим мотором, являются сами владельцы. Они считают, что этот агрегат и вовсе обслуживать не нужно. И это серьёзная ошибка.
Мотор неприхотлив, но внимания требует. Да, обслуживать его можно даже в гараже и буквально за «копейки», но делать это нужно регулярно. При сильном запустении, уже через 200 тысяч километров пробега начинаются серьёзные проблемы. Даже самый надежный мотор, хоть иногда, но обслуживать надо.
Vesta
Lada можно ругать за несовременность, но вот чего у неё точно отнять не получится – это надёжность моторов. Как и 50 лет назад, инженеры концерна «АвтоВАЗ» отдают предпочтение чугунным блокам. Возможно, именно своей надежностью Lada и завоевала свою популярность.
Как версия на 1,6, так и версия на 1,8 литра, оснащаются чугунными блоками. Наличие ременного привода и гидрокомпенсаторов, добавляют надежности и лишают водителей необходимости регулярно заглядывать под капот.
Ремонтировать легко. Бензин марки АИ-92 отлично подходит для заправки. Да и устранить любые неисправности можно в гараже.
Из минусов можно отметить масложор, который присущ только версии на 1,8 литра. Что касается силового агрегата с объёмом 1,6 литра, он способен легко пройти до 400 тысяч километров, не доставляя своему владельцу никаких хлопот.