Курсовая работа посвящена актуальной проблеме формирования и ведения реестра муниципальных услуг в контексте повышения их качества и доступности. На примере МБУ «МФЦ» г. Волгограда исследуются теоретические и практические аспекты данного процесса. Работа рассматривает понятие и содержание реестра муниципальных услуг, анализирует действующее законодательство, регулирующее порядок его формирования и ведения, а также подробно характеризует деятельность МБУ «МФЦ» г. Волгограда в этой сфере. Особое внимание уделяется выявлению проблем и ошибок, возникающих в процессе ведения реестра, и на основе проведенного анализа предлагаются конкретные направления совершенствования механизма формирования и ведения реестра муниципальных услуг для повышения эффективности предоставления услуг населению.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг многофункциональными центрами в режиме «единого окна»
1.1. Понятие и содержание реестра муниципальных услуг
1.2. Правовые основы порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг
Глава 2. Особенности формирования и ведения реестра муниципальных услуг в МБУ «МФЦ» г. Волгограда
2.1. Характеристика МБУ «МФЦ» г. Волгограда
2.2. Анализ порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг МБУ «МФЦ» г. Волгограда
2.3. Проблемы и ошибки ведения реестра муниципальных услуг МБУ «МФЦ» г. Волгограда
Глава 3. Направления совершенствования порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В настоящее время в России проблема повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг сохраняет свою актуальность. Потребителю государственных (муниципальных) услуг важен не только результат получения услуги, но и качество процесса ее оказания.
Размещение актуальных, достоверных, исчерпывающих и доступных для любой категории заявителей сведений о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, обеспечение возможности получения услуг без непосредственного взаимодействия с представителями власти являются приоритетными задачами. В ходе административной реформы в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных (муниципальных) услуг». Нормы и правила, прописанные в законе, устанавливают принципиально новую модель взаимодействия между органами власти и потребителями государственных (муниципальных) услуг.
Одним из важных этапов проводимой административной реформы является формирование реестра муниципальных услуг. Порядок данного формирования законодательством отнесен к компетенции местной администрации. Однако, фактически же местная администрация не только определяет порядок формировании и ведения реестра муниципальных услуг, но и сама реализует указанные функции.
Положения ст. 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» являются сравнительно новыми, в связи с чем большинство установленных ею видов реестров государственных и муниципальных услуг находятся в стадии формирования и развитие данного процесса предполагает корректировку как практики ведения реестра, так и предоставления отдельных видов государственных и муниципальных услуг, что, в свою очередь, предполагает установление соответствия положений законодательства и предписаний ряда иных нормативных актов, в том числе и подзаконных, условиям объективной реальности. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность избранной темы исследования.
Целью курсовой работы является исследование проблемы формирования и ведения реестра муниципальных услуг (на примере МБУ «МФЦ» г. Волгограда). Названная цель обусловила решение следующих задач:
- рассмотреть понятие и содержание реестра муниципальных услуг;
- охарактеризовать правовые основы порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг;
- дать характеристику МБУ «МФЦ» г. Волгограда;
- проанализировать порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг на примере МБУ «МФЦ» г. Волгограда;
- выявить проблемы и ошибки ведения реестра муниципальных услуг на примере МБУ «МФЦ» г. Волгограда;
- определить направления совершенствования порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг.
Объектом исследования является процесс оказания публичных услуг в Российской Федерации. Предмет исследования - отношения, возникающие в процессе формирования и ведения реестра муниципальных услуг.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод научного познания, формально-логический, сравнительно - правовой, технико-юридический методы, а также методы моделирования, сравнения, анализа и синтеза.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг многофункциональными центрами в режиме «единого окна»
1.1. Понятие и содержание реестра муниципальных услуг
Статья 11 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что «государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг».
В самом общем смысле реестр представляет собой систематизированный свод данных о конкретном объекте. В данном случае объектом реестра выступают государственные и муниципальные услуги. Данное понятие является ключевым по отношению к установленному Законом порядку предоставления государственных и муниципальных услуг, поскольку определяет их перечень и структуры. В качестве своеобразной формы реестра государственных и муниципальных услуг может выступать единый портал и региональные порталы услуг.
Говоря о понятии «муниципальная услуга» отметим, что в гражданском праве под услугами понимают действия, результат которых не имеет овеществленного выражения и не может быть гарантирован. В соответствии со статьей 38 НК РФ услугой является «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Согласно Росстату под услугами понимаются «полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности». Н. С. Бондарь отмечает, что «услуга как таковая предполагает совершение одним лицом некоторых действий (деятельности), приносящих пользу другому лицу (лицам), оказание ему (им) помощи, поддержки».
В Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» присутствует определение муниципальной услуги, оказываемой органом местного самоуправления, - «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».
Исторически впервые такой термин, как муниципальная услуга, появился в Бюджетном кодексе РФ (далее - БК РФ). В настоящий момент статья 6 БК РФ определяет муниципальную услугу следующим образом - «это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами». Как мы видим, определение не раскрывает суть муниципальных услуг, определяя их только через субъектный состав.
По общему правилу формирование реестров услуг осуществляется в соответствии с их видами, что предполагает выделение трех видов реестров:
- федерального реестра государственных услуг, который является единым на всей территории государства и включает в себя перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти федерального уровня и их территориальными подразделениями;
- регионального реестра государственных услуг, который формируется на территории отдельного субъекта РФ и отражает совокупность государственных услуг, предоставляемых органами власти соответствующего субъекта РФ. Указанные реестры в отношении отдельных субъектов РФ могут различаться по их содержанию;
- реестра муниципальных услуг, который формируется каждым муниципальным образованием либо при участии органов государственной власти субъекта РФ. Данный реестр имеет территориальное ограничение, обусловленное административно-территориальным делением субъекта РФ, т.е. территорией конкретного муниципального образования.
Как отмечается в литературе, «Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» выделяет три основных типа услуг:
- муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления по запросам заявителей в соответствующем муниципальном образовании (п. 1 ч. 1 ст. 1);
- услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг (п. 3 ч. 1 ст. 9);
- услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета (ч. 3 ст. 1)».
Глава 2. Особенности формирования и ведения реестра муниципальных услуг в МБУ «МФЦ» г. Волгограда
2.1. Характеристика МБУ «МФЦ» г. Волгограда
Система предоставления публичных услуг в Волгограде предоставляет возможность заявителю обратиться за получением услуги в подразделения МБУ «МФЦ», органы администрации Волгограда и в электронной форме с помощью сети Интернет (по отдельным услугам).
Официальное полное наименование Бюджетного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг».
Место нахождения Бюджетного учреждения: Россия, 400066, Волгоград, ул. Мира, 24б.
Муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением. Тип учреждения - бюджетный, созданное для обеспечения деятельности единого места приема, регистрации и выдачи необходимых документов физическим и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Учредителем Бюджетного учреждения является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград.
Функции и полномочия Учредителя в отношении Бюджетного учреждения осуществляют администрация Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда.
Бюджетное учреждение является юридическим лицом, зарегистрированным в едином государственном реестре юридических лиц, имеет обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет печать со своим полным наименованием, необходимые для осуществления деятельности штампы и бланки.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Бюджетным учреждением департаментом муниципального имущества администрации Волгограда или приобретенного Бюджетным учреждением за счет средств, выделенных комитетом социальной поддержки населения администрации Волгограда, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление Бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
2.2. Анализ порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг МБУ «МФЦ» г. Волгограда
Основанием для предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ г. Волгограда и включения ее в реестр являются соглашения о взаимодействии, заключаемые Уполномоченным ГБУ «МФЦ» с органами власти. В настоящий момент заключено 58 соглашений:
- 13 соглашений с федеральными органами исполнительной власти;
- 2 соглашения с органами внебюджетных фондов;
- 15 соглашений с органами исполнительной власти Волгоградской области;
- 28 соглашений с органами местного самоуправления.[1]
На базе МФЦ организовано предоставление комплекса взаимосвязанных услуг, в рамках «жизненных ситуаций», таких как «Рождение ребенка», «Открытие своего дела», «Смена фамилии», «Индивидуальное жилищное строительство», «Приобретение жилья», «Смена места жительства», «Утрата документов», «Выход на пенсию».
Как уже отмечалось, включению в реестр муниципальных услуг подлежат три разновидности муниципальных услуг. Однако логика формирования реестра в их отношении различна. Рассмотрим их на примере формирования и ведения реестра муниципальных услуг МБУ «МФЦ» г. Волгограда.
1. Состав муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления по запросам заявителей, определяется МБУ «МФЦ» г. Волгограда исходя из анализа фактически решаемых органами местного самоуправления вопросов местного значения. В ходе данного анализа, как правило, выявляются и систематизируются ситуации, когда органы местного самоуправления удовлетворяют те или иные потребности физических и юридических лиц (за исключением органов публичной власти всех уровней), а также их уполномоченных представителей. Органы местного самоуправления при этом самостоятельны в выборе наименования и уровня детализации муниципальных услуг.
При этом в реестре утверждаются только муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления г. Волгограда. Таким образом, реестр услуг МБУ «МФЦ» г. Волгограда не включает услуги, предоставляемые на территории г. Волгограда органами местного самоуправления иных городских и сельских поселений и т. д.