Найти в Дзене

Дипломная работа: "Гражданское общество и местное самоуправление в Российской Федерации в современных условиях".

Оглавление
Магистр 34.
Магистр 34.

Введение 3

Глава 1. Гражданское общество, местное самоуправления и практика их функционирования в современной России 7

1.1. Становление гражданского общества в Российской Федерации: история и практика 7

1.2. Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества 22

1.3. Местное самоуправление: конституционное регулирование и практика реализации 32

Глава 2. Гражданское общество и местное самоуправление в Российской Федерации в современных условиях 42

2.1. Особенности взаимодействия местного самоуправления и гражданского общества 42

2.2. Совершенствование законодательства о местном самоуправлении как условие развития гражданского общества 53

Заключение 63

Список использованных источников и литературы 69

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Введение

В научной и публицистической литературе широко распространено представление о неразвитости (или даже почти полном отсутствии) гражданского общества в совре­менной России. Такая оценка явно не согласуется с фактами, свидетельствующими о том, что за последние два десятилетия России удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского обще­ства. За сравнительно короткий по истори­ческим меркам промежуток времени в стра­не возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов гражданского общества. Сам факт их появ­ления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, на­копленном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах.

Гражданское общество - категория, формировавшаяся практически на протяжении всего существования общества, государства, личности. Теоретико-правовая модель гражданского общества позволяет ответить на вечный социальный вопрос, который затрагивает определение взаимоотношений между обществом, государством и личностью. На современном этапе особую актуальность приобретает определение взаимосвязи теоретической конструкции гражданского общества и современной российской государственности.

Вместе с тем нельзя не признать, что гражданское общество в России находится лишь на начальной стадии своего станов­ления. Тормозящее воздействие на этот про­цесс оказывает ряд факторов как объектив­ного, так и субъективного характера.

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах. Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества. Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.

Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан - не его дело. Общественные и другие некоммерческие организации выполняют функцию самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три вышеперечисленные функции.

Особую роль играет местное самоуправление в становлении гражданского общества в России, являясь одновременно и механизмом формирования такого общества, и его неотъемлемой со ставной частью. Включение членов местного сообщества в процесс принятия общественно значимых решений является одним из механизмов реального осуществления народовластия.

Поэтому исследование взаимосвязи гражданского общества и местного самоуправления выступает актуальным направлением научных исследований.

Проблематика становления и развития гражданского общества разрабатывалась такими авторами, как М.А. Бакунина, И.А. Ильина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина, С.Л. Франка, H.A. Бердяева, К. Леонтьева, И. А. Ильина, А.И. Солженицына. Среди работ постсоветского периода можно выделить отдельные труда В. Г. Смолысова, Ф.М. Бурлацкого, Е.Г. Панфилова, А.В. Одинцовой, К.С. Гаджиева, Ю.А. Васильчука, М.В. Ильина, A.M. Старостина, Г.Ч. Гусейнова, Д.Б. Драгунского и др.

В свою очередь проблемам организации местной власти и самоуправления, формированию муниципального права посвящен ряд работ С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, Г.В. Барабашева, А.А. Безуглова, Н.С. Бондаря, А.С. Бурмистрова, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Замотаева, А.Н. Кокотова, Е.И. Колюшина, В.В. Копейчикова, А.Н. Костюкова, М.А. Краснова, В.А. Кряжкова, Л.Е. Лаптева, В.М. Манохина, И.И. Овчинникова, В.И. Новоселова, Н.В. Постового, Ю.И. Скуратова, Д.Ю. Шапсугова, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной, Г.Н. Чеботарева, В.И. Фадеева и др.

Объектом исследования является функционирование гражданского общества и его институтов в современной России.

Предметом исследования являются сущностные характеристики, особенности, закономерности и основные тенденции российских процессов становления гражданского общества и местного самоуправления.

Целью выпускной квалификационной работы бакалавра является характеристика процесса становления институтов гражданского общества и местного самоуправления, а также последующая выработка рекомендаций по оптимизации взаимодействия названных явлений. Указанная цель обусловила следующие задачи исследования:

- охарактеризовать процесс становления гражданского общества в Российской Федерации;

- проанализировать роль местного самоуправления в становлении гражданского общества;

- охарактеризовать конституционное регулирование и практику реализации местного самоуправления в Российской Федерации;

- выявить особенности взаимодействия местного самоуправления и гражданского общества;

- определить направления совершенствования законодательства о местном самоуправлении как одного из условий развития гражданского общества.

Методологическую основу исследования составили диалектический, структурно-функциональный, социологический, институциональный метод, формально-юридический и системный методы.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных ученых, исследующих вопросы развития гражданского общества в Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно-правовые акты, официальные документы, государственные и региональные программы, статистические данные в области демографии и социально-экономических отношений, статистические данные, а та же материалы, носящие справочный характер.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. гражданское общество, местное самоуправления и практика их функционирования в современной России

1.1. Становление гражданского общества в Российской Федерации: история и практика

К построению гражданского общества наша страна шла очень долго. Элементы гражданского общества в России начинают возникать в период правления Петра I и его реформ. Именно в это вре­мя церковь окончательно подчиняется государству, церковная организация перестает играть само­стоятельную роль в социально-экономических и политических отношениях. В общественном сознании господствующая религиозная доктрина была потеснена буржуазно-атеистическими воз­зрениями. Петр I стремился возвысить роль городского населения. В ходе проведения город­ских реформ создается новая система управления городами с элементами местного самоуправления, носившего сословный характер. Именно в это время для обозначения представителей городского сословия вводится термин гражданин. Граждане являлись свободным сословием. Но вместе с тем при Петре I сформировалось и чиновничье-бюро­кратическое государство.

В эпоху правления Ека­терины II самоуправление свободных сословий получает дальнейшее развитие. В 1785 г. были при­няты жалованные грамоты дворянству и городам, предусматривавшие дальнейшее расширение прав этих сословий. При этом сословное самоуправле­ние соединялось с местным, были созданы дворян­ские и городские общества. Важным событием для России было и провозглашение Екатериной II принципа законности.

В XIX в. начинается кризис сословного деле­ния общества, на сцену выходят разночинные слои, появляются тайные общества, преследуемые государством. После отмены крепостного права в период буржуазно-либеральной трансформации России русское общество начинает самоорганизовываться. Этот процесс проходит по двум направ­лениям - легальному и нелегальному. Легальное направление выражается, прежде всего, в созда­нии под неусыпным контролем государства раз­личных торгово-промышленных объединений. Создаются различные благотворительные органи­зации, научные и культурные объединения, общест­ва религиозного характера, регулярно проводятся их съезды. Университетская реформа привела к утверждению автономии университетов. Часто инициатором создания различных обществ явля­лась власть.

Важным фактором развития гражданского общества в России явилось осуществление ре­форм местного самоуправления - земской и город­ской. В России земское и городское самоуправление, отторгавшееся госу­дарственной бюрократией, приняло в целом оппо­зиционный правящим кругам характер и стало элементом борьбы общества за свои права. Оно стало средоточием чаяний гражданского общест­ва. На основе самоуправления сформировалась земско-либеральная оппозиция. В период Русско-японской войны 1904-1905 гг. создается Земский и городской союз (Земгор) для оказания содейст­вия в победе над противником. Это событие усили­ло позиции местного самоуправления в жизни общества и государства. С 1904 г. начинают соби­раться всероссийские съезды земских учреж­дений.

Неформальное направление самоорганизации русского общества носило преимущественно политический характер, а также отчасти религиозный (староверы-раскольники). Это направление вылилось в противогосударственную деятельность, в том числе с использованием насильственных средств. Радикализм же этот был следствием нежелания власти признать право народа на поли­тическое участие. Поэтому в России сложилось такое положение, когда для выражения каких-либо частных интересов требовалось проявление граж­данского мужества, сопряженное в дальнейшем со множеством лишений. На такие проявления решались не все, кто мог бы активно участвовать в гражданском движении. Поэтому в России для формирования гражданского общества становится характерным такое явление, как «отщепенчество». Люди, которые начинают жертвовать своим благополучием и общественным положением во имя общих интересов, попадают в положение от­щепенца в официальном обществе. Поэтому представляет­ся, что политические организации (партии, в частности) не являются институтами гражданского общества, хотя изначально представляют частный (групповой) интерес. Однако, придя к власти, они начинают реализовывать интересы публичные. К тому же, в отличие от политических партий, струк­туры гражданского общества не стремятся к власти непосредственно.

Важным обстоятельством, способствовавшим формированию гражданского общества в России, явилась судебная реформа 1864 г. Ее главным результатом стало создание независимого суда. Появление в России независимого суда создало объективные предпосылки для формирования правового государства.

1.2. Роль местного самоуправления в становлении гражданского общества

Дихотомия «общество - государство» имеет многовековую историю, что нашло отражение в ряде концепций: отождествления или противопоставления гражданского общества и государства, господства государства над гражданским обществом, гражданского общества как промежуточного звена между институтами государства и семьи, возникновения гражданского общества по причине невозможности государством оптимально выполнять функции по регламенту общественных отношений и др.

Важным элементом развития России в направлении к зрелому гражданскому обществу является создание организационно-правовых основ для подлинного местного самоуправления и поддержка граждански заинтересованных и активных местных сообществ, являющихся той основой, на которой может осуществиться выстраивание гражданского общества.

В РФ под местным самоуправлением понимается самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, которая осуществляется непосредственно, а также через органы местного самоуправления с учетом исторических, культурных и иных традиций. Местное самоуправление как один из элементов организации общества берет на себя часть функций государства, а государство осуществляет задачи и создает условия по решению собственно местных дел. В результате местное самоуправление становится механизмом согласования интересов общества и государства, уровнем власти, который наиболее приближен к населению и отвечает за самые насущные вопросы его жизнеобеспечения.

Как уже отмечалось выше, гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и их групп, защиту их прав и свобод.

Основываясь на данном определении, полагаем возможным выделить основные черты, которые свойственны гражданскому обществу как совокупности общественных отношений:

- эти отношения складываются между индивидуумами и их объединениями;

- эти отношения носят негосударственный характер;

- эти отношения направлены на наиболее полную реализацию гражданами своих прав и свобод.

Глава 2. Гражданское общество и местное самоуправление в Российской Федерации в современных условиях

2.1. Особенности взаимодействия местного самоуправления и гражданского общества

Становление в России гражданского общества неразрывно связано с преобразованием местного самоуправления. Как было отмечено выше, существует непосредственная взаимозависимость гражданского общества и местного самоуправления. С одной стороны, востребованность местного самоуправления связана с уровнем развития гражданского общества. С другой - складывание системы местного самоуправления и будет означать формирование в России гражданского общества.

На основании изложенного в предыдущих разделах исследования, можно утверждать, что местное самоуправление - это та оптимальная точка соприкосновения, в которой сходятся интересы отдельного гражданина, местных сообществ, политических партий и государства в целом. Это та точка, где сталкиваются местные, региональные, общенациональные интересы. Местное самоуправление - это тот институт гражданского общества, который выступает носителем политики государства и вынужден тесно взаимодействовать с органами государственной власти, испытывая при этом на каких-то этапах своего развития давление государственных структур и различных групп интересов. А также местное самоуправление взаимодействует с обществом, выступая проводником групповых интересов жителей муниципального образования.

На современном этапе развития российской государственности наибольшее значение и наибольшую остроту в научных дискуссиях обрела проблема политической практики отношений местного самоуправления в системе «государственная власть - гражданское общество». Очевидно, что отношения местного самоуправления с органами региональной и государственной власти меняются. Меняется и сама роль института в системе взаимодействия власти и общества.

Как полагает И.Н. Трофимова «местное самоуправление становится институтом трансляции и первичной управленческой интерпретации запросов общества. Местное самоуправление воплощает в себе диалектику управления и самоуправления, организации и самоорганизации, а в широком смысле - диалектику взаимоотношений государства и общества».

Но большинство исследователей сходятся во мнении, что на современном этапе развития российской государственности «система взаимоотношений между обществом и политическими институтами еще не устоялась». А продолжающаяся два последних десятилетия перманентная перестройка российской системы местной власти и непрекращающееся реформирование законодательства в муниципальной сфере пока не внесли существенных изменений в систему взаимоотношений. Перед государством еще стоит важная задача по формированию эффективной системы взаимодействия власти и общества, которая будет ориентирована на расширение участия граждан в принятии общезначимых решений. А поскольку местное самоуправление - это категория политическая, обеспечивающая гражданам право на решение общезначимых для общества вопросов, то необходимо найти баланс в отношениях между уровнями публичной власти и обществом в целом.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-2