Найти тему
Жизнь стоя на земле

Правдивые истории из университетской жизни. Ох уж эти компетенции!!! Часть 1.

Сегодня выпускник российского университета должен обладать тремя видами компетенций - универсальными и общепрофессиональными, установленными федеральными государственными стандартами, а также профессиональными, которые определяются университетами самостоятельно. Важным моментом является то, что индикаторы, характеризующие достижение всех компетенций, также устанавливаются университетами самостоятельно.

А еще стандартами выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Соответственно, программой обучения должны быть предусмотрены дисциплины, во-первых – соответствующие требованиям в рамках обязательной части, во-вторых – формирующие весь указанный выше набор компетенций.

Что же понимается под «компетенцией» в документах, регламентирующих современное российское высшее образование?

-2

О компетенциях говориться в действующем ныне Федеральном Законе об образовании. Так, в статье 1 пункт 2 отмечается, что обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. В п. 3 той же статьи понятие «компетенции» упоминается также при разъяснении, что значит «квалификация» - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Детальное разъяснение, что понимать под термином «компетенция», приводится в приказе Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

На основании Федерального Закона об образовании были разработаны Федеральные государственные стандарты по каждой специальности, которые и должны были регламентировать всю совокупность результатов образования, а именно - знания, умения, навыки и компетенции.

Однако в реальности дело обстоит не так: стандарты задают требования только к компетенциям, и, вопреки положениям Закона об образовании, не включают профессиональные знания, умения и навыки в обязательные результаты обучения.

Рассмотрим, например, ФГОС-3+ подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Почему мы в качестве примера взяли именно это направление – мы исходим из того, что выпускники будут работать в органах государственного управления, что в любом случае затрагивает каждого из нас. Этот ФГОС задает 11 универсальных и 7 общепрофессиональных компетенций, описание каждой из которых начинается со слова «способность». Показательно, что ни в одной из них нет слов, однокоренных с понятиями «знания» и «умения» (хотя бы в виде конструкции «способен применять знания и умения»). Как можно быть способным, например, обеспечивать приоритет прав и свобод человека; соблюдать нормы законодательства Российской Федерации и служебной этики в своей профессиональной деятельности (ОПК-1), не зная этих норм, прав и свобод???

По нашему мнению, обязательный сегодня компетентностный подход в образовании неявно сопровождает постулат о вторичности знаний, фактически заложенный во ФГОСы, что стало одним из факторов снижения уровня научной подготовки студентов. А ведь у российского университетского образования есть традиции, неизменные на протяжении нескольких столетий. И главная из них – фундаментальная основа образования, иными словами – фундаментальные знания.

Более того, свобода для университетов, предопределенная ФГОСами, также создает многочисленные проблемы. О том, как это происходит на земле, мы расскажем в следующей публикации.

И в конце этой части статьи вопрос: Вы поддерживаете компетентностный подход в российском образовании или являетесь сторонником традиционного образования, основанного на знаниях?

Пишите в комментариях.

Другие материалы, касающиеся университетской жизни с точки зрения стоя на земле, можно прочитать в подборке Правдивые истории из университетской жизни.

Благодарю за то, что читаете мой канал! Подписывайтесь, здесь будет много информации с точки зрения жизни стоя на земле!