Найти тему
myDecor

Выставка «Райский сад земной и небесный» в Коломенском

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Райский сад земной и небесный». Экспозиция в Сытном дворе рассказывает, как в разные времена люди представляли образ рая на земле

Борис Анисфельд. «Адам и Ева», конец XIX — начало XX века. Из собрания «Росизо»., фото:пресс-служба музея
Борис Анисфельд. «Адам и Ева», конец XIX — начало XX века. Из собрания «Росизо»., фото:пресс-служба музея

На выставке можно взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI–ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением. Кураторы выбрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций, среди представленных художников — Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Владимир Татлин, Роберт Фальк.

Иван Хруцкий. «Фрукты», около 1840–1850 гг. Из собрания Тверской областной картинной галереи., фото:пресс-служба музея
Иван Хруцкий. «Фрукты», около 1840–1850 гг. Из собрания Тверской областной картинной галереи., фото:пресс-служба музея

Экспозиция разделена на три смысловых части: «Рай земной», «Рай небесный» и «Поиски рая на земле». Основной кураторский прием — в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу и подобию духовного идеала.

В первом разделе представлены шедевры из собрания музея-заповедника «Коломенское»: алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти 4 метра, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например мистическая пара «Лев и единорог, предстоящие райскому древу».

Мастерские Троице-Сергиевой лавры. Портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1633 г. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»., фото:пресс-служба музея
Мастерские Троице-Сергиевой лавры. Портал иконостаса из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1633 г. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»., фото:пресс-служба музея

В этой части выставки посетители узнают о различных версиях расположения Эдема и его образе, который сформировался в искусстве, — от иконописи до русского авангарда. Из Государственной Третьяковской галереи на выставку переданы произведения библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами, представленными в разделе «Поиски рая на земле».

Наталья Гончарова. «Пейзаж». 1908-1909. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея., фото:пресс-служба музея
Наталья Гончарова. «Пейзаж». 1908-1909. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея., фото:пресс-служба музея

Маршрут экспозиции подчинен хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история «Рая небесного», который отличен от цветущего сада. В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица — «новая Ева» — окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное.

Важное место отведено теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.

Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Холмогоры, конец XVII в. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»., фото:пресс-служба музея
Аналой «Библиотека» из Спасо-Преображенского собора. Холмогоры, конец XVII в. Из собрания музея-заповедника «Коломенское»., фото:пресс-служба музея

«Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции „Райский сад земной и небесный“ расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов», — рассказала директор музея-заповедника «Коломенское» Марина Люльчук.

Когда: 18 июня — 29 сентября 2024 года

Где: Москва, Сытный двор, музей-заповедник «Коломенское»

Роберт Фальк. «Портрет садовника на веранде», первая половина ХХ в. Из собрания Тульского областного художественного музея., фото:пресс-служба музея
Роберт Фальк. «Портрет садовника на веранде», первая половина ХХ в. Из собрания Тульского областного художественного музея., фото:пресс-служба музея