Найти тему
Сенатор Артем Шейкин

В Совете Федерации предлагают «привязать» SIM-карты к телефону и разрешить гражданам иметь не более 50 SIM-карт

Это позволит начать бороться с телефонными мошенниками, уверен один из авторов инициативы член комитета по государственному законодательству и госстроительству Совфеда, зампред совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин. В открытой студии КП на ПМЭФ сенатор рассказал и о других решениях, которые необходимо принять для борьбы с мошенниками, а также о будущих штрафах для электросамокатчиков-нарушителей.

- Насколько это большая проблема – нелегальные SIM-карты?

- Начну со статистики (хотя я к ней отношусь аккуратно, потому что за цифрами можно скрыть самое важное). Изъятые SIM-карты: в 2022 году – 74 тысячи, в 2023-м – 4 тысячи всего. Это по данным Роскомнадзора. Вроде бы идет спад, но это еще не означает, что проблема решается. По мнению экспертов, сегодня на рынке более десяти миллионов «серых» SIM-карт. Но самое страшное то, что все эти SIM-карты используется в преступных целях. Поэтому необходимо активнее начинать бороться с этой проблемой.

Одна из первых инициатив – сделать так, чтобы идентификационный номер (IMEI) каждого телефона был привязан к SIM-карте владельца. Сделать это можно было бы в салоне связи или МФЦ, а также через Госуслуги. И SIM-карта, и телефон будут попадать в специальную базу, после чего вставить в этот телефон какую-то другую SIM-карту будет невозможно, она просто не будет работать. Это значительно усложнит жизнь преступникам, так как по номерам, которые будут попадаться в поле зрения правоохранительных органов, тут же будут вычислять телефоны, к которым они были привязаны.

- Получается, для продажи телефона на вторичном рынке нужно будет сначала отвязать от него свою SIM-карту?

- Да, и это не будет составлять проблему для граждан. Я думаю, что телефонные мошенники, которые пользуются «левыми» SIM-картами и похищают средства – гораздо более важная проблема для них.

- Это целесообразно делать только с новыми телефонами и SIM-картами или со всеми, которые уже используются?

- Это должно быть обязательным для всех устройств и SIM-карт: и для вновь выпускаемых, и для тех, что уже в обороте. Количество SIM-карт необходимо ограничить. Сейчас в законе вообще никак не регламентировано, сколько SIM-карт может быть у одного человека. Были случаи, когда на одного гражданина оформлялись сотни тысяч SIM-карт, и даже миллион. Есть так называемые дропперы, которые оформляют на себя кредитные карты, SIM-карты, а затем отдают их мошенникам. Чтобы положить этому конец, мы предлагаем ограничить количество SIM-карт для граждан России 50-ю. Думаю, больше не надо. Сколько у вас SIM-карт?

- Одна.

- У меня три. В старом телефоне, в новом телефоне и в планшете, так для него тоже нужна SIM-карта. Поэтому 50, мне кажется, это максимум, который может быть необходим гражданину, для компаний мы хотим ввести ограничение: не более одной SIM-карты на сотрудника. Для иностранных граждан – максимум 10 SIM-карт в одни руки. Данный законопроект разрабатывается Минцифры, и в ведомстве намерены выдавать иностранцам SIM-карты по биометрии. Что касается граждан России, то сейчас выдать SIM-карту можно без проверки паспортных данных, я же предлагаю выдавать SIM-карты только после проверки их паспортных данных через базы МВД.

- Вы еще предложили законодательно приравнять SIM-карты к платежным средствам. Как это поможет решить проблему нелегальных SIM-карт.

- Определение термина «SIM-карта» в законе «О связи» очень устарело и нуждается в расширении — оно не предполагает того, что SIM-карта может использоваться как платежное средство и для перевода денежных средств. В то время как мошенники именно этим занимаются.

Отсюда есть сложности с применением статьи 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей» в случаях с использованием SIM-карт для этих целей.

Чтобы не возникало проблем в правоприменительной практике, на мой взгляд, необходимо вносить уточнения в законодательство: либо внести уточнение в определение сим-карты в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", либо внести в статью 187 УК РФ примечание, направленное на обеспечение единства терминологического правового аппарата. Устранение проблем в правоприменительной практике ст.187 УК РФ поможет привлекать к уголовной ответственности лиц, связанных с неправомерным оборотом SIM-карт.

- Я знаю, что в Совете Федерации доработан законопроект о штрафах для самокатчиков, которые нарушают ПДД. Какие штрафы предлагается ввести? Проработан ли механизм администрирования этих штрафов?

- На законопроект получено положительное заключение правительства, документ внесли в Государственную Думу. Я уверен, что в ближайшее время он пройдет все три слушания и придет в Совет Федерации. В документе прописаны новые составы правонарушений, предусмотрены штрафы за езду в нетрезвом виде, за неостановку по требованию сотрудника полиции, за перевозку людей, грузов, за нарушение мест парковки. Отдельно отмечу штраф за превышение скоростного режима. Максимально разрешенная скорость будет устанавливаться в зависимости от территории. Я думаю, это тоже будет существенно влиять на снижение дорожно-транспортных происшествий.

- Вы еще предлагаете ограничить размер грузов, которые перевозятся на самокатах.

- Мы предлагаем не только ограничить грузы по объему, но еще сделать снижение по весу, чтобы можно было перевозить груз не более 10 кг. Потому что габариты – это одно, но еще и вес очень важен.

- В планах еще и «черный список» для самокатчиков…

- Это предложили сами кикшеринговые компании, которые понимают, какое зло исходит от тех, кто систематически нарушают правила дорожного движения, катаясь на самокатах. На последнем Круглом столе, который я проводил в Совете Федерации, они самостоятельно договорились обмениваться данными о злостных нарушителях. Я считаю, что это очень правильная мера.

- Средства индивидуальной мобильности очень привлекательны для детей и подростков. Нужно ли наладить системную работу по обучению детей управлению средствами индивидуальной мобильности?

-Ничего нового мы не придумаем. Есть школы, есть родители, которые должны ответственно подходить к обучению детей. Вы помните, как мы узнавали правила дорожного движения? Правильно, в школе! Но и родители объясняли. Все то же самое необходимо делать и в отношении обучения детей безопасному использованию средств индивидуальной мобильности. Очевидно, что делать это необходимо в игровой форме, чтобы детям было действительно интересно.

- Должно ли обучение безопасному поведению на дорогах быть обязательным для школы?

- Не надо делать это обязательным, но очень важно, чтобы это было интересным. И тогда они сами будут с удовольствием приходить и узнавать что-то новое.