И было всё это практически одновременно. А всему виной - тапки! И это - отнюдь не глупость. Лучше, как всегда, обо всём по порядку.
Обычная ситуация для педагога, работающего с ребенком с ментальными нарушениями: ребенок кричит на занятии.
И само занятие - на "стандартное" занятие не похоже, т.к. педагог, вместо того, чтобы выполнять запланированные задачи, занимается лишь тем, что пытается успокоить ребенка, отвлечь-развлечь, посадить на рабочее место, а то и даже помочь ему просто войти в кабинет без страха и визга.
Такое происходит через раз в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ. А на месте этого педагога может быть любой сотрудник: логопед, психолог или кружковый педагог (как я).
Все уже к этому привыкли и воспринимают как должное.
Понятно же, ребенок - особенный, обстановка для него - новая, непривычная, люди вокруг - тоже незнакомые.
А еще, представьте! Ребенок, которого доселе никто дома особо не неволил и ни к чему не приучал, вдруг вынужден жить по "стационарному" режиму, и, вдобавок, ходить с утра до вечера на занятия и процедуры, нон-стопом! Тут и любому обычному ребенку не по себе станет!
А тут еще мамочки!
Да-да, ввиду того, что многие-многие детишки просто не в состоянии себя обслуживать (такие уж они, особенности!), в стационаре их сопровождают мамы.
И мамы, которые надеются, что педагоги с первого же занятия найдут волшебную кнопку и превратят особенного ребенка в "обычного-нейротипичного", конечно же, сильно разочаровываются и расстраиваются, а то и даже злятся на педагогов, когда на деле оказывается, что нужно тяжко работать годами ради даже малюсенького продвижения!
И возникает еще одна неприятная цепочка: мама - злится, передает тревожные настроения ребенку (неизбежно!), и ребенок - с еще бОльшим неприятием идет на занятие. Ведь каждый ребенок, независимо от тяжести своего нарушения, еще как чувствует мамин настрой! Кто-то боится разочаровать маму, сделав что-то не так, а кто-то - просто боится… вдруг мама будет опять кричать, срываться, метаться… Любому ребенку страшно, когда мамочка в таком настроении и состоянии. Даже если весь ее негатив или гнев направлен не на самого ребенка, а на людей вокруг.
Какие еще "люди вокруг"?
Ну, перво-наперво, это, конечно сотрудники!
- Психолог, который с первой минуты "не нашел подход" и не заставил ребенка делать то, о чём он никогда не знал.
- Медсестра, которая своим дурацким уколом довела малыша до истерики.
- Логопед, который спросил, сколько слов у ребенка в словаре (издевается, наверное, она же видит, что ребенок только мычит).
- Воспитательница из стационара, которая приглашает его поиграть с другими ребятками (вот же глупая женщина, разве не понимает, что моему ребенку не нравятся такие игры).
- Работники кухни, которые приготовили недосоленные щи (ребенок не будет есть эти помои).
- Ну и, конечно, к нам (кружковым педагогам), тоже время от времени находятся способы придраться…
Да мы уже и почти не обижаемся. Всё понимаем.
Другое дело - ребенок не понимает! Посему, чем тревожнее мамочка, тем более плаксив, пуглив и криклив будет ребенок. Ни дать ни взять!
Однако, вернемся на занятие
Ну, на то самое занятие, на котором кричит ребенок!
Итак, как я уже сказала, педагог - вполне нормально принимает тот факт, что ребенок вообще кричит. И то, что он не понимает обращенную речь и на успокаивающие слова, переключающие "отвлекашки" и сюсюкающие байки педагога не реагирует.
Но мало кто задумывается, а почему он вообще кричит, вот прямо в данный момент!
А вдруг его что-то реально беспокоит? Вдруг голова болит или что-то другое? Вдруг ему очень жарко или холодно? А может вообще, ярлычок на внутренней стороне футболки натёр кожу и теперь у него там зудит и чешется? Да мало ли!
И самое обидное, ребенок же не может словами сказать, что именно сейчас его напрягает! Поэтому, прыгает, машет руками, мычит-кричит, из штанов выскакивает…
А тётя-педагог, вместо того, чтобы ему помочь, еще и пособие какое-то здоровенное и скучное ему всучила. Или дала в руки незнакомую палочку, которой нужно возюкать по бумажке, чтобы на ней оставался след. Да лучше я буду не возюкать этой палочкой, а стучать! И кричать! И топать! И всё вместе! И погромче! Чтобы глухие люди вокруг поняли, как мне тут неудобно и страшно!
К чему я? Да к тому, что… вдруг ребенку действительно сейчас просто неудобно!
Дамирка
Мальчик Дамир из стационара, 4 года, ментальные нарушения.
Не разговаривает, сам себя не обслуживает (туалет, одевание, еда - с помощью мамы). Обращенную речь - частично понимает, даже пытается какие-то простые действия выполнить (подать стаканчик, положить тетрадку на стол, помахать ручкой).
По сути, ребенок достаточно мирный: не кидается, не кусается, не дерется. Но очень уж криклив и плаксив! Но не всегда!
Например, когда в палате на кроватке валяется - он спокоен, даже улыбается, слушая сказку, которую читает ему мама.
Да-да, слушает! Никто не знает (даже сама мама), понимает ли Дамирка слова, но интонацию он отлично "ловит"!
И, надо сказать, голос у мамы Дамирки в спокойном состоянии - довольно приятный, а читает мама - очень интересно и выразительно (точно знаем, она же у нас на мероприятии в спектакле играла).
Или когда Дамирка в игровой комнате на коврике возится с другими детьми. Да, со сверстниками он вообще нормально контактирует! Ни сам никого не обижает, ни поводов не дает его обидеть. Тут он тоже видится спокойным и милым мальчиком.
А вот в кабинетах (у медиков и педагогов) - там и визги могут быть, и море слёз, и сильный сильный стук ногами.
Не топот по полу, нет! Дамирка, сидя на стуле, сильно-сильно стучит одной ногой о другую, трясёт ногами, колотит одной ступнёй по другой и наоборот. И плачет, плачет, плачет…
Агааа, вон оно как?
У меня в кружке (оригами) - Дамирка тоже вот так сидел, стучал ногами и орал! Да так орал, что моя соседка по кабинету в сердцах сказала:
- Да выпусти уж ты его, а то голос сорвёт!
- А нетушки! Не выпущу, у нас еще 15 минут занятие должно идти, за нами следят!
И вот так бил, колотил Дамирка ножками (и о парту тоже), так интенсивно, что аж тапочки слетели! А ведь тугие тапочки, жёсткие и на липучках!
И представляете?
Вмиг успокоился! Вот прямо утверждаю! Замолчал, вытер слёзы-сопли обратной стороной ладони и даже немножко поработал с бумагой (собрал 2 ровных рядочка на столе отдельно из красных и желтых бумажных модулей).
А когда мама пришла забрать его, Дамирка особо и уходить из кабинета не порывался. Так, медленно пошел к двери, когда мама позвала.
А мама ему:
- Дамир, ты почему опять босиком? А ну немедленно неси тапочки!
Дамир (который, в принципе, отнюдь не дурачок!), команду выполнил! Но когда мама посадила его и снова надела ему тапки, мальчишечка снова как закричит:
- Ааааа!
Коллега спрашивает:
- Может, у Дамира тапочки слишком тесные и ему больно?
- Да нууу, - отвечает мамочка и сжимает ему ножку, - вот смотрите, тут еще с запасом! Нечего щадить, надо к обуви, наконец, приучаться! А то дома всё время босиком ходит, и во дворе тоже. А однажды и в магазине мокасины сбросил. Это что же, он и в школу босиком пойдет?
Смотрим с коллегой друг на друга, перемигиваемся… А мамочка продолжает:
- Теперь покупаю специально тапочки с задниками и без резинок, на липучках! Их так просто не сбросишь! И сюда вот взяли обувь на липучках. Здесь - не дом, чтобы босиком бегать!
Победа трудовика
Когда мы с коллегой обсуждали Дамиркину "обувную ситуацию" уже с учителем труда (ну, о том, что "в тапочках - кричит, а без тапочек - занимается"), она хитренько так улыбнулась и сказала:
- Агаааа, ну вот теперь я поняла, ЧЕМ мы займемся с мальчишечкой на занятии по бытовой адаптации!
Короче!
Есть у неё здоровенная деревянная старая (еще советских времен) панель с кусками ткани. На кусках ткани - разного вида застежки, шнурки, крючки, пуговицы и… липучки!
И, как оказалось, Дамир (хоть и босиком в кабинете занимался, тссс!) липучками этими очень заинтересовался! И мог аж минут по 20 сидеть и прилеплять-отлеплять, прилеплять-отлеплять… вот "залипал" в полном и переносном смысле!
И однажды (это уже было после очередного моего занятия по оригами)…
Мама пришла за Дамиркой. Снова повозмущалась на меня за то, что "разула" мальчика.
И снова натянула ему его тугие тапки "с запасом"!
А Дамирка (хахааа, на тебе, получи, тётя, в дычу!)... прямо у мамы на глазах, не вставая со стульчика, согнулся, протянул ручку и... Вжух! Правильно и по инструкции открыл одну липучку на тапке. Шпок! Тапка на пол упала. Вжух! И Дамир так же безупречно справляется со второй! Сам! Саааам! Эхэээ-хааа! (это мой "внутренний ребенок" злорадствует).
И что дальше?
Дамир - победно трясет руками над головой, улыбается и крутит ступнями, мама - прижимает ладони к своим щекам (вероятно пытается сдвинуть обратно случайную улыбку, чтобы ее не заметили и не загордились), ну а мы с коллегой - обе так порадовались за Дамира, что даже на минутку забыли, что "творец" этой радости - наша учитель труда, а вовсе не мы!
Ну а если мамочка решит теперь перейти на молнии и шнурки - так у трудовика на панели они тоже есть, так что… Дамирка еще поборется! Себе на пользу!
И Вам, дорогие читатели, пусть всё удается и приносит радость.