Весной Миша уже в третий раз побывал на реабилитации в областном многопрофильном неврологическом центре. Его мама для этого брала на работе отпуск, и две недели возила сына из малюсенькой деревни, где нет ни школы, ни детского сада, ни клуба, в город.
Рано вставать, стоять в екатеринбургских пробках, искать место для парковки, торопиться на процедуры, смотреть, как Мише ставят микроскопические уколы, даже в кожу головы, те ещё материнские удовольствия!
Строгая дама-невролог, от взгляда которой цепенеет даже взрослая, отнюдь не хрупкая, и не слабая по характеру, Мишина мама, прочитала логопедическое представление мальчика и недоверчиво подняла брови над оправой очков:
- За девять месяцев от первого уровня к третьему?
А чему тут удивляться? В дневном стационаре областного центра патологии речи мальчик получает комплекс процедур, включающих ЛФК, массаж, иглоукалывание и даже тейпирование мышц лица, и
регулярно занимается с логопедом.
В первоначальном заключении, которое я видела год назад в начале занятий 4-хлетнему мальчику ставили моторную алалию. О ее наличии говорили все признаки:
- речь не сформирована
- ребенок не может построить простейшую фразу.
- скудный словарный запас из звукоподражаний и простейших слов, вместо «пока» - воздушный поцелуй.
- плохое произношение, перестановка слогов, замена схожих звуков.
- низкое развитие мелкой моторики:
- ребенок плохо держит карандаш и не умеет держать ножницы, не может показать пальцами «зайчика» ✌️, устойчиво, даже с механической помощью, заменяет этот жест на такой - 👉
- плохо развита и координация движений, не умеет прыгать на одной ноге
- нет чувства ритма.
Сегодня, спустя год Миша:
- говорит предложениями из 3-4 слов;
- имеет довольно широкий словарный запас, не только для бытового общения, но и для реализации его интересов в области животного мира лесов, морей, джунглей и вымерших животных,
- может сравнить их по цвету размеру, другим особенностям внешнего вида;
- легко делает простые умозаключения: «не летает, потому что нет крыльев», «лишний, потому что, не рыба»
- проявляет фантазию и может совершить перенос событий сказки на других героев.
Актуальными по-прежнему остаются проблемы с нарушением звукопроизношения и слоговой структурой. К примеру, звуки [ш] и [р] изолированно сформированны, но в речь не выходят. Это для мальчика пока высшая математика. Мешает артикуляционная диспраксия.
Кстати и с математикой не просто:
- порядковый счёт идёт с помощью;
- образ цифры не запоминает;
- в игровой ситуации может сосчитать предметы самостоятельно, целенаправленный счёт только с подсказкой.
- уверенно чувствует себя в пределах двух - трёх единиц.
Нам предстоит ещё много работы.
По итогу двухнедельной (кстати, бесплатной) реабилитации Миша получил новое медицинское заключение в котором моторная алалия заменилась дизартрией. Куда же делась алалия?
Думаю, что в связи с сокращением сроков выхода в речь моторную алалию признали несостоятельной.
По свежим признакам можно говорить о дизартрии, отягощенной диспраксией.
Конечно, основной рекомендацией невролога стало — продолжение занятий с логопедом и выполнение комплекса лечебной физкультуры.
Миша теперь на каникулах, а Мишина мама этому не сопротивлялась. В прошлом году она очень боялась, что за лето сын утратит тот начальный запас, который у него появился, поэтому не хотела даже недельных каникул. Теперь страха нет. Зато есть уверенность, что теперь у Миши все будет хорошо.
Как помочь ребенку с диспраксией писала здесь:
А Мишин путь к речи в подборке