Найти в Дзене
Логопед дает совет

Куда пропала алалия

Весной Миша уже в третий раз побывал на реабилитации в областном многопрофильном неврологическом центре. Его мама для этого брала на работе отпуск, и две недели возила сына из малюсенькой деревни, где нет ни школы, ни детского сада, ни клуба, в город.

Рано вставать, стоять в екатеринбургских пробках, искать место для парковки, торопиться на процедуры, смотреть, как Мише ставят микроскопические уколы, даже в кожу головы, те ещё материнские удовольствия!

Строгая дама-невролог, от взгляда которой цепенеет даже взрослая, отнюдь не хрупкая, и не слабая по характеру, Мишина мама, прочитала логопедическое представление мальчика и недоверчиво подняла брови над оправой очков:

- За девять месяцев от первого уровня к третьему?

А чему тут удивляться? В дневном стационаре областного центра патологии речи мальчик получает комплекс процедур, включающих ЛФК, массаж, иглоукалывание и даже тейпирование мышц лица, и

регулярно занимается с логопедом.

В первоначальном заключении, которое я видела год назад в начале занятий 4-хлетнему мальчику ставили моторную алалию. О ее наличии говорили все признаки:

  • речь не сформирована
  • ребенок не может построить простейшую фразу.
  • скудный словарный запас из звукоподражаний и простейших слов, вместо «пока» - воздушный поцелуй.
  • плохое произношение, перестановка слогов, замена схожих звуков.
  • низкое развитие мелкой моторики:
  • ребенок плохо держит карандаш и не умеет держать ножницы, не может показать пальцами «зайчика» ✌️, устойчиво, даже с механической помощью, заменяет этот жест на такой - 👉
  • плохо развита и координация движений, не умеет прыгать на одной ноге
  • нет чувства ритма.
Работаем над развитием общей моторики
Работаем над развитием общей моторики

Сегодня, спустя год Миша:

  • говорит предложениями из 3-4 слов;
  • имеет довольно широкий словарный запас, не только для бытового общения, но и для реализации его интересов в области животного мира лесов, морей, джунглей и вымерших животных,
  • может сравнить их по цвету размеру, другим особенностям внешнего вида;
  • легко делает простые умозаключения: «не летает, потому что нет крыльев», «лишний, потому что, не рыба»
  • проявляет фантазию и может совершить перенос событий сказки на других героев.

Актуальными по-прежнему остаются проблемы с нарушением звукопроизношения и слоговой структурой. К примеру, звуки [ш] и [р] изолированно сформированны, но в речь не выходят. Это для мальчика пока высшая математика. Мешает артикуляционная диспраксия.

Кстати и с математикой не просто:

  • порядковый счёт идёт с помощью;
  • образ цифры не запоминает;
  • в игровой ситуации может сосчитать предметы самостоятельно, целенаправленный счёт только с подсказкой.
  • уверенно чувствует себя в пределах двух - трёх единиц.

Нам предстоит ещё много работы.

По итогу двухнедельной (кстати, бесплатной) реабилитации Миша получил новое медицинское заключение в котором моторная алалия заменилась дизартрией. Куда же делась алалия?

Думаю, что в связи с сокращением сроков выхода в речь моторную алалию признали несостоятельной.

По свежим признакам можно говорить о дизартрии, отягощенной диспраксией.

Конечно, основной рекомендацией невролога стало — продолжение занятий с логопедом и выполнение комплекса лечебной физкультуры.

Миша теперь на каникулах, а Мишина мама этому не сопротивлялась. В прошлом году она очень боялась, что за лето сын утратит тот начальный запас, который у него появился, поэтому не хотела даже недельных каникул. Теперь страха нет. Зато есть уверенность, что теперь у Миши все будет хорошо.

Как помочь ребенку с диспраксией писала здесь:

А Мишин путь к речи в подборке

Мишины успехи | Логопед дает совет | Дзен