Найти тему
Катехизис и Катарсис

Хоквуд – процветающий от войны

Уверен, что все вы знаете такого человека, как Джон Хоквуд. Если вдруг не знаете, то я напомню: Хоквуд, которого итальянцы называли Джованни Акуто, был одним из первых знаменитых кондотьеров. Некогда простой ремесленник, в ходе Столетней войны он записался на службу к королю Англии, где и сделал блистательную карьеру: вышел в рыцари. А ведь на дворе XIV век, не времена Карла Великого: получить титул уже очень нелегко. Хоквуд, в 1360 году, сменил Альберта Штерца на посту предводителя "Белого отряда", и 18 лет воевал на полях Италии. Востребованы были такие люди, как он, на этом беспокойном лоскутном одеяле - средневековой Италии...

Надеюсь, вы знаете, что сэр Артур Конан Дойл написал не только "Шерлока Холмса", и читали тот же "Белый отряд". Но то художественная литература, да и про Пиренейский поход Эдуарда Чёрного Принца. Между тем, про настоящего Хоквуда и настоящую White Company писали современники-итальянцы.

Все знают Бокаччо (я надеюсь), но мало кто знает Франко Саккетти. Мог ли такой автор обойти вниманием Хоквуда? Да не мог, конечно же.

Некоторое время назад один господин в комментариях с пеной у рта доказывал мне, что Италия не могла объединиться из-за кондотьеров (
прямо вот до 1861 года кондотьеры мешали, выходит...). На самом деле, некоторое зерно истины тут есть. Далеко не всем итальянцам подобная движуха на родной земле нравилась: причём уже тогда, в XIV веке.

Саккетти, мягко говоря, не очень хорошо относился к Хоквуду. Да и к его коллегам. Писал он так:

"Военная карьера этого человека в Италии длилась дольше, чем у кого бы то ни было, и почти каждая часть страны платила ему дань. Достижением Хоквуда было то, что в его время было очень мало мира. И горе любому человеку или народу, которые слишком доверяет таким, как он! Потому что люди, коммуны и города живут и растут в мире, а люди вроде него живут и процветают от войны, которая губит города, которые уничтожают себя и угасают. В кондотьерах нет ни любви, ни веры. Часто они приносят больше вреда тем, кто им платит, чем солдатам с другой стороны. Кондотьеры обычно относятся друг к другу с большим уважением, чем к своим нанимателям, словно говорят друг другу: ты грабь эту сторону, а я ограблю эту. И в чём причина того, что так много итальянских городов сейчас под властью синьоров, хотя однажды они были свободными? Почему Апулия в том состоянии, как сейчас, почему Сицилия такова? Куда война между Падуей и Вероной привела их, как и многие другие города? Не позволяйте себя обмануть хитрым людям с оружием! Оставайтесь в мире, даже если ваши враги два или три раза подвергнут вас унижениям, которые могли бы привести к войне. Война может начинаться медленно, но вскоре она растёт с невероятной скоростью, и то зло, которое она порождает, не может быть исправлено быстро".

 Надгробный памятник Джону Хоквуду
Надгробный памятник Джону Хоквуду

Поспорить, по большому счёту, сложно. Разве что указать, что "кому война, кому мать родна". Далеко не все итальянские микрогосударства и города извлекали из войны столь мало пользы, как современные автору Падуя с Вероной. Однако, позиция Саккетти вполне понятна.

Особенно, если вспомнить им же описанный эпизод из жизни Хоквуда. Саккетти рассказывает, что к знаменитому кондотьеру как-то пришли монахи-францисканцы, и пожелали... чтобы Господь даровал ему мир!

Джон Хоквуд, думаю, поперхнулся вином в этот момент. Однако, гнать пинками монахов с таким "добрым пожеланием" не стал, остроумно ответив: мол, тогда пусть Господь лишит вас всех подаяний!

Дескать, вы понимаете, что вы поехавшие? Желать мира человеку, живущему войной! Монахи поняли этот "тонкий" намёк, и немедленно рассыпались в извинениях.

Grand Orient