Найти тему
Внук Эзопа

«Существование не ограничивается только социальной ролью». Анима и анимус Юнга. Мандала и архетип

Кроме тени, ещё одним архетипом, которому часто не хватает развития, является контрсексуальный архетип, известный как анима у мужчин и анимус у женщин. В то время как персона направлена наружу и служит барьером между эго и внешним миром, анима и анимус ориентированы внутрь, защищая Эго от потенциально опасного и подавляющего содержания, которое возникает из глубин бессознательного:

«Естественная роль анимуса (и анимы) заключается в том, чтобы находиться между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным, подобно тому, как персона служит мостом между эго-сознанием и внешними объектами. Анимус и анима должны служить мостом или дверью к образам коллективного бессознательного, поскольку персона является своего рода мостом в мир». (Карл Юнг).

Анима или анимус может проявляться в сознании человека как встреча с представителем противоположного пола во снах или видениях. Эта фигура часто возникает в периоды серьёзной психической дезориентации, предлагая рекомендации по преодолению психологических барьеров, мешающих естественному процессу индивидуации. Таким образом, встреча с этим архетипом может знаменовать начало глубокого и значимого периода в жизни человека, характеризующегося существенными психологическими изменениями:

«Встреча с анимой / анимусом представляет собой связь с бессознательным, более глубокую, чем связь с тенью. В случае тени это встреча с презираемыми и отвергнутыми частями психики, с низшими и нежелательными качествами. Встреча с анимой / анимусом — это контакт с уровнями психики, который потенциально может привести к самым глубоким и высоким… достижениям, доступным эго» (Карта души Юнга, Мюррей Штайн).
Когда человек взаимодействует со своими аспектами архетипа анимы или анимуса и интегрирует их в своё Эго, он получает доступ к самому глубокому уровню психики — архетипу целостности, называемому самостью
Когда человек взаимодействует со своими аспектами архетипа анимы или анимуса и интегрирует их в своё Эго, он получает доступ к самому глубокому уровню психики — архетипу целостности, называемому самостью

✅ Когда человек взаимодействует со своими аспектами архетипа анимы или анимуса и интегрирует их в своё Эго, он получает доступ к самому глубокому уровню психики — архетипу целостности, называемому самостью. Самость считается наиболее важным из всех архетипов, и именно её правильное выражение является целью процесса индивидуации. Согласно Юнгу, самость — это цель нашей жизни, так как она представляет собой наиболее полное выражение того уникального сочетания, которое мы называем индивидуальностью.

Самость является центральным архетипом всей психики, подобно тому, как солнце занимает центральное место в Солнечной системе. Архетип Самости служит объединяющим или организующим принципом психики и направлен на интеграцию сознательной и бессознательной сфер. Важно помнить, что, согласно Юнгу, центром поля сознания является эго, и чем больше бессознательных содержаний ассимилируется эго, тем ближе приближение эго к Самости, хотя этот процесс может быть бесконечным.

Когда человек начинает лучше понимать своё «я», он замечает, что в его душе устанавливается гармония, и мир вокруг него тоже становится гармоничнее. Юнг считал связь с самостью настолько важной, что говорил о ней как о «сокровище, которое сделает вас независимым» и «связи с бесконечностью».

Юнг пришёл к пониманию самости, изучая универсальные символы, такие как четвёрка и мандала, которые, по его словам, «встречаются не только в снах современных людей, которые никогда о них не слышали, но и в исторических записях многих народов и разных эпох».

Мандала — это психологическое выражение целостности самости
Мандала — это психологическое выражение целостности самости

✅ «Мандала, — говорил Юнг, — это психологическое выражение целостности самости». Мандалы имеют долгую историю и встречаются в религиозных традициях разных культур, таких как индуизм, буддизм и христианство. Юнг замечал, что у некоторых своих пациентов мандалы спонтанно появлялись «во времена психической дезориентации или переориентации». Мандалы и другие «символы порядка», по мнению Юнга, являются компенсаторными символами целостности, которые проявляются Самостью во времена кризиса.

Процесс индивидуации, завершающийся самоотождествлением, имеет огромное значение для формирования здоровой и успешной личности, а также для осознания уникального потенциала каждого человека. Однако Юнг подчёркивал, что индивидуация важна и для благополучия общества. Он считал, что общества, в которых люди чрезмерно отождествляют себя со своей социальной ролью, становятся лёгкой добычей для усиления деспотизма.

Поэтому для долгосрочного развития общества важно, чтобы всё больше людей осознавали, что их существование не ограничивается только социальной ролью. Общество, состоящее из индивидуализированных личностей, не так легко поддаётся контролю со стороны деспотичных правителей.

Ведь миллионы отдельных людей, объединённых вместе, к сожалению, не образуют единую силу: «… поскольку общество состоит из деиндивидуализированных людей, оно становится уязвимым перед лицом безжалостных индивидуалистов. Даже если общество объединяется в группы и организации, это приводит к угасанию индивидуальности и делает его лёгкой мишенью для диктатора. Миллионы нулей, собранных вместе, увы, не составляют единицу» («Человек и его символы», Карл Юнг).

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа