Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

«Элизабет Финч» Джулиана Барнса: удовольствие для интеллектуалов или…?

Джулиана Барнса хотелось почитать давно. Всё же это один из крупнейших современных британских авторов, классик и в своём роде законодатель литературных мод. Однако не все его вещи вызывали у меня интерес своей концепцией. Начать знакомство хотелось с чего-то простого и максимально приближенного к современности, чтобы обойтись без исторических отсылок, по которым придётся нестись галопом, как в «Истории мира в 10 ½ главах», или без неприемлемых (по моим меркам) персонажей, как в «Портрете мужчины в красном». Остановилась на романе «Элизабет Финч» (2022), который пока что занимает конечную строчку в библиографии Барнса. Элизабет Финч – свободный преподаватель на вечернем отделении университета. Она читает курс «Культура и цивилизация» взрослым людям, которых считает самыми благодарными слушателями, и для одних студентов становится объектом восхищения, а для других – раздражающим фактором, выпадающим из привычной системы «нормального» обучения. Элизабет Финч – интеллектуалка и потрясающая

Джулиана Барнса хотелось почитать давно. Всё же это один из крупнейших современных британских авторов, классик и в своём роде законодатель литературных мод.

Однако не все его вещи вызывали у меня интерес своей концепцией. Начать знакомство хотелось с чего-то простого и максимально приближенного к современности, чтобы обойтись без исторических отсылок, по которым придётся нестись галопом, как в «Истории мира в 10 ½ главах», или без неприемлемых (по моим меркам) персонажей, как в «Портрете мужчины в красном».

Остановилась на романе «Элизабет Финч» (2022), который пока что занимает конечную строчку в библиографии Барнса.

Элизабет Финч – свободный преподаватель на вечернем отделении университета. Она читает курс «Культура и цивилизация» взрослым людям, которых считает самыми благодарными слушателями, и для одних студентов становится объектом восхищения, а для других – раздражающим фактором, выпадающим из привычной системы «нормального» обучения.

Элизабет Финч – интеллектуалка и потрясающая эрудитка, которая никогда не читает лекций по бумаге. Весь объём нужных знаний хранится у неё в голове. Это женщина средних лет, но, что называется, «без возраста», во всегдашних ботинках-брогах и строгой юбке чуть ниже колена. Это женщина-загадка, которая врёт о своей семье, якобы уничтоженной нацистами, не заводит любовных связей и всё равно порождает жгучий интерес студентов, обуреваемых домыслами о её личной жизни.

Один из таких студентов – Нил, рассказчик. Он из тех, кто относился к Элизабет Финч с восторгом и через много лет после завершения университетского курса решил написать небольшие мемуары о любимом профессоре, получив от неё по завещанию все её записи и личную библиотеку.

Просматривая записи любимого преподавателя, Нил погружается в интеллектуальные головоломки на материале биографии римского императора Юлиана Отступника, который был сражён в борьбе с персами в 363 году. Юлиан на людях придерживался христианства, начинавшего укрепляться в качестве государственной религии распадающейся Римской империи, но фактически был язычником, поклонником культа Деметры, сочетавшим древние верования с классической античной философией. Ведя своеобразное расследование тем, которые волновали великую Э.Ф., Нил понимает, что на самом деле её любил в своей манере.

Книга эта отчасти задействует атмосферу университетского романа, отчасти включает в себя любовный сюжет, но ни то, ни другое не реализовано в полной мере. Барнс, безусловно, тонкий стилист, как его непременно аттестуют критики (и этим славословиям посвящены первые 7 страниц моего издания романа), но… Именно роман «Элизабет Финч», к сожалению, даёт маловато поводов восхищаться текстом – разве что действительно за его стилистику и ряд замечательных афоризмов, которые Барнс вкладывает в уста Элизабет Финч в её записных книжках. Например, такой:

«Один из секретов христианства в том, что нанимать нужно только самых лучших кинематографистов».

И да, если вы, как и я, думали, что это книга о современности, то, наверное, я вас разочарую. Или нет, смотря что вы ищете в интеллектуальной прозе. Она о раннем христианстве - досконально и с историческими подробностями. :)

Ваша Ариаднина нить.