Найти в Дзене
Profibeer

Липецкий законопроект о запрете пива на розлив в жилых домах не прошёл ОРВ

Оглавление

Однако замечания не коснулись основного пункта, беспокоящего местных предпринимателей, и есть опасения, что в доработанной версии законопроекта ничего не изменится.

Что за законопроект

Законопроект, который подготовили в конце марта 2024 года, предлагает установить ограничения продажи алкоголя для объектов общественного питания в жилых домах и рядом с ними — к уже действующему в регионе ограничению в 50 квадратных метров предполагается добавить запрет продажи алкоголя с 21 до 9 часов, который не коснётся ресторанов, а также других видов общепита, имеющих лицензию на продажу алкоголя.

При этом продажа пива будет разрешена только в ресторанах, барах, кафе и буфетах. Эти меры направлены против псевдообщепита — так называемых «наливаек», где алкоголь продаётся навынос круглосуточно, а их посетители зачастую распивают прямо во дворе, что вызывает недовольство местных жителей.

В этот же законопроект включили пункт, вызвавший опасения законопослушных предпринимателей, — наряду с ограничениями для общепита, местные власти решили провести запрет продажи разливного пива в магазинах, расположенных в жилых домах.

Добросовестные предприниматели Липецкой области приветствовали предложенные меры для борьбы с «наливайками», однако ограничение продажи разливного пива они считают избыточным.

По мнению участников рынка, такой закон станет ударом по сегменту магазинов разливного пива, которые сейчас представлены в основном крупными региональными сетями с высокими стандартами обслуживания и качественным местным продуктом. Их деятельность не провоцирует нарушения общественного порядка и не нарушает интересы жильцов многоквартирных домов. Они закрываются в 21:00 в соответствии с законом Липецкой области.

Предприниматели предлагают исключить ограничение для магазинов разливного пива из законопроекта и оценить хотя бы в течение полугода или года действие ограничений для «наливаек». Доработать местный закон можно будет и позже, а вернуть закрывшиеся добропорядочные бизнесы, потерянные рабочие места, налоговые отчисления, в том числе акцизы от региональных производителей пива, для которых это основной канал продаж, будет невозможно, подчёркивают участники рынка.

— «Выжившие» после внесения изменений предприниматели не восполнят утраченный рынок сбыта. Произойдет резкое снижение объемов продаж, а значит, и выручки во всех сопутствующих направлениях: производство и поставки пива, производство сопутствующих товаров — например, ПЭТ-бутылок и снеков. Части дохода лишатся в том числе местные липецкие компании, — отмечает Владимир Двуреченский, директор по продажам пивоваренной компании.

— Есть производители, которые специализируются на разливном пиве, — отмечает другой комментатор из Липецка, пожелавший остаться анонимным. — Такие компании практически полностью лишатся рынка сбыта, и у них, скорее всего, не будет финансовой возможности в короткие сроки перестроить производство под розлив в другие разновидности тары. Не будет этих производителей — бюджет лишится налоговых поступлений, которые они генерировали. Одномоментно высвободятся арендные площади, возрастет безработица, упадут доходы производителей тары и других сопутствующих товаров. Цепочка тех, кто может пострадать, бесконечна.

Противоречия с федеральными законами

Если аргументы предпринимателей региональные власти могут проигнорировать, то юридический анализ документа на наш взгляд показывает, что он вступает в противоречие с федеральными законами — не только с алкогольным 171-м законом, но и с законами о торговле и о защите конкуренции. Власти Липецкой области, предлагая такие ограничения, выходят за рамки данных им федеральным законом полномочий.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ даёт субъектам Федерации право устанавливать дополнительные ограничения продажи алкоголя, однако они могут распространяться только на алкогольную продукцию в целом, а не на отдельные виды. Обсуждаемый же документ предполагает ограничение продажи только некоторых видов алкоголя (продаваемого в розлив пива), а для разлитого в бутылки и банки на производстве ограничения не предусмотрены.

Регулирующий торговлю федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ также не позволяет субъектам РФ принимать законы, устанавливающие в регионе правила осуществления торговой деятельности, отличающиеся от установленных федеральным законом. В том числе нельзя вводить на территории субъекта или отдельного муниципального образования ограничения продажи отдельных видов товаров.

Согласно закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», власти субъектов РФ не могут принимать законы, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В частности, субъектам запрещено своими законами необоснованно препятствовать деятельности бизнеса, устанавливая не предусмотренные федеральным законом требования к товарам или к продавцам. Запрещено и создавать дискриминационные условия, то есть ставить предпринимателей в неравное положение относительно доступа на рынок и условий продажи товара.

Обсуждаемый же законопроект создаёт необоснованные препятствия для продажи пива в розлив расположенными в жилых домах магазинами, в то время как федеральное законодательство для этой деятельности запретов не устанавливает. Кроме того, создаются неравные условия доступа на рынок для предпринимателей, продающих пиво на розлив, и для тех, кто продаёт иные виды алкоголя или размещается не в жилых домах.

Отрицательная оценка регулирующего воздействия

Управление экономического развития Липецкой области подготовило отрицательную оценку регулирующего воздействия и рекомендовало разработчику — управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области — доработать проект и его аргументацию.

В заключении о проведении оценки отмечается, что к обсуждению подключились 46 участников, однако разработчик не учёл их замечания.

Орган, ответственный за ОРВ, сделал к законопроекту замечания юридико-технического характера, а также порекомендовал учесть предложения участников обсуждения о продлении времени продажи алкоголя в заведениях общепита в жилых домах — не до 21 часа, а до 23, как в большинстве субъектов Федерации.

Также управление экономразвития отметило непроработанность аргументации законопроекта — нет подтверждения существования проблемы «наливаек» и о мерах, принятых для её решения, не предусмотрены возможности последующего контроля предлагаемого регулирования.

На основании всего этого управление экономразвития рекомендовало доработать законопроект и повторно провести оценку регулирующего воздействия.

— К сожалению, отдельного внимания на пункт о запрете продажи разливного пива в жилых домах в ходе ОРВ не обратили, — отмечает шеф-пивовар «ТАРКОС» Дмитрий Тарасевич. — И есть вероятность, что в доработанной версии законопроекта это ограничение сохранится. Поэтому предпринимательскому сообществу Липецкой области нужно постараться донести до местных органов власти разницу между «наливайками» и добросовестной розницей. Давайте бороться с реальной проблемой — теми, кто до недавнего времени пользовался лазейками в законодательстве, а не теми, кто соблюдает все ограничения и приносит доходы в бюджет Липецкой области.