Найти тему

В защиту "Меркурия" и "Джемини" выступает советская "Спираль". Часть 1.

В многочисленных спорах и обсуждениях американской космической техники выделяются "Меркурий" и "Джемини".

Эти аппараты, или точнее, капсулы, не имели на боковой поверхности абляционного теплозащитного покрытия, что многочисленные критики считают "убойным" аргументом "нелетания".

В те же самые годы, даже немного позже, разрабатывалась советскими специалистами система "Спираль":

-2

Она должна была состоять из самолета-разгонщика

-3

двухступенчатого ускорителя (виден на предыдущем рисунке)

и орбитального самолета

-4

Орбитальный самолет должен был иметь возможность атмосферного маневра, но основная особенность - возврат на землю независимо от времени. То есть - старт системы с аэродрома в любой момент времени, как только в этом возникла необходимость, выход на орбиту, орбитальный маневр, выполнение задачи (могла быть разной, от инспекции, до уничтожения спутника) и тут же возврат на землю, что бы не подставляться противнику. Возврат - это торможение в атмосфере и выполнение аэродинамического маневра для посадки на ближайший аэродром.

Орбитальный самолет должен был сохранять свои аэродинамические качества, потому никакая абляционная защита не подходила. Во первых, она очень массивная, а во вторых - она портит аэродинамические формы, примерно так же, как обледенение обычного самолета.

Поэтому вопрос теплозащиты орбитального самолета пришлось решать иначе. Далее - скрины из книги "Космические крылья" Лукашевича. У данного автора была весьма своеобразная позиция по поводу сбитого над малазийского Боинга, а какая его позиция по отношению к СВО - даже не интересовался, но не удивлюсь (на основе его эмоциональных обвинительных публикаций про Боинг) что он где то в ближе к "той" стороне. Но на уровне и содержании его книги это не отражается.

Итак - раздел про теплозащиту орбитального самолета. Процитирую небольшой отрывок:

-5

-6

-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

На этом пока прерву цитирование. Если коротко - для "Спирали", то есть для орбитального самолета, который должен был тормозить в атмосфере, сбрасывая первую космическую скорость, планировали применять (и подтверждали это расчетами и испытаниями) практически такую же теплозащиту, что и на боковой поверхности "Меркурия" и "Джемини" - "горячая оболочка" или "лучистая теплозащита". Причем не только на боковой и верхней поверхности, но и на нижней, обращенной навстречу потоку (там, где у капсул была предусмотрена, во всяком случае по официальной версии, абляционная теплозащита), которая должна была нагреваться, с учетом излучения наружу и внутрь, до 1500 градусов.

Дальнейший разбор - в следующей части.