Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

Дача с видом на ахматовскую «будку». Писательская жизнь в поселке Комарово

- Что-о? Это вот тут она жила? - удивленно спрашивает юная леди, разочарованно, даже с некоторой брезгливостью, оглядывая знаменитую ахматовскую «будку». Ее явно не впечатлил скромный литфондовский домик, ничем не выделяющийся среди своих собратьев.

Тут, в «лесной» части поселка Комарово (так ее называют аборигены: «лесная» — на стороне Щучьего озера, а та, что ближе к заливу — «морская») затерялся маленький писательский городок: шесть одноэтажных дач, построенных в далеком 1955 году. Вернее, сначала их было четыре, а спустя десять лет появилось еще две. С того самого времени и поныне, тут, сменяя друг друга, живут и работают писатели.

Вид на Ахматовскую «будку»с террасы соседнего домика, который когда-то арендовали Юрий Рытхэу, Борис Стругацкий, Елена Шварц, Михаил Глинка, и где сейчас живет автор статьи
Вид на Ахматовскую «будку»с террасы соседнего домика, который когда-то арендовали Юрий Рытхэу, Борис Стругацкий, Елена Шварц, Михаил Глинка, и где сейчас живет автор статьи

- Да, вот тут она и жила, - улыбаюсь я. Девушка смотрит на меня с сомнением. Не верит. Ей, родившейся уже, наверное, в 21 веке, даже не представить, что тогда, в 50-х, эти неказистые щитовые домишки были верхом мечтаний для их обитателей. Получить дачу в Комарове (да-да, тогда говорили именно так: не в Комарово, а в Комарове) было престижно. Писатели бились за право тут отдыхать, на дачи выстраивалась очередь. Руководство Ленинградского отделения Литфонда принимало решение, и счастливчики въезжали в свои хоромы. С этим было строго: дачники каждый год должны были заново писать заявление, и даже великая Анна Андреевна каждый раз беспокоилась, не выселят ли ее. Так, например, спустя года три, случилось со Всеволодом Азаровым, с которым она по-соседски приятельствовала. Впрочем, с соседями и во второй раз Анне Андреевне повезло: в Азаровский домик въехали ее давние друзья Александр и Сильва Гитовичи.

Александр Гитович и Анна Ахматова. 1960-е. Архивное фото
Александр Гитович и Анна Ахматова. 1960-е. Архивное фото

С Александром Ильичом Ахматова была знакома с довоенных времен, а комаровское соседство еще больше сблизило их. Они далеко не всегда сходились в мнениях и часто горячо спорили, порой в запальчивости обижаясь и не разговаривая по нескольку дней. Но стоило кому-то из них написать что-то свежее — стихотворение или перевод, - то ссора тут же забывалась: показать рукопись и услышать искреннее и честное суждение было важнее любой размолвки. Они очень ценили друг друга, и по-своему опекали.
Бывало, Сильва Соломоновна помогала Анне Андреевне по хозяйству, поскольку в быту та была совершенно беспомощна.

Ахматова в Комарово с собакой Гитовичей. 1960-е. Архивное фото
Ахматова в Комарово с собакой Гитовичей. 1960-е. Архивное фото

В последние годы вокруг Ахматовской «будки» вовсю кипела жизнь: постоянно собирались компании молодых поэтов — читали стихи, без конца говорили о поэзии, застольничали, выпивали, играли в кости. Кто-то колол дрова, кто-то таскал воду из колодца: кроме выгребной ямы, в домиках никаких удобств не было, как нет и сейчас. Зато в них есть множество дверей и бессмысленных закоулков и коридорчиков. За эту нелепую и неудобную планировку Ахматова в шутку и прозвала свою дачу «будкой», что, впрочем, не мешало ей ее любить.
Гитович очень переживал, что Анну Андреевну «терзают». Дмитрий Хренков цитировал слова Александра Ильича в своих воспоминаниях:

«— Я хотел бы отвести от нее девяносто из ста гостей, — говорил мне Гитович. — Надо беречь не только ее время и нервы. Репутацию тоже. К ней рвутся люди, которые тут же распространяют о ней всякую чепуху. Эта чепуха перепродается за границу. Будь моя воля, я ввел бы пропуска…»

А так писала об этом жена Гитовича, Сильва Соломоновна:

«...Вечерами появлялись молодые поэты, бывал плечистый рыжеволосый Бродский, с веснушками на круглом лице, и хорошенький, мелкокостный, с глазами, как чернослив, предельно вежливый Толя Найман.

Анна Ахматова с Иосифом Бродским в Комарово. Архивное фото
Анна Ахматова с Иосифом Бродским в Комарово. Архивное фото

Частенько, в любое время дня, бесцеремонно приезжали проворные молодые люди, пишущие и непишущие, знакомые и незнакомые, почитать свои стихи Ахматовой или просто поглазеть на нее, чтобы потом где–нибудь при случае сказать: «Этот вечер я провел у Ахматовой. Было чудесно». Саня из себя выходил, страшно возмущаясь тем, что она не гонит их в шею. Но в последние годы Анна Андреевна была уже не так строга и менее неприступна.

Я помню, как на моих глазах утром явился какой-то болван с гитарой под мышкой. Нахально вперся на веранду, где она пила чай, и сказал, что ему необходимо прочесть стихи только ей.

«Давно вы пишете?» – спросила она. «Уже два месяца», – ответил гость. Выставить его оказалось совершенно невозможно, он не сдвинулся с места, пока не прокричал две толстые общие тетради...»

5 марта 1966 года в санатории Домодедово умерла Анна Ахматова. Сильва Соломоновна решила не говорить об этом мужу — он только-только выписался из больницы, и она не на шутку тревожилась за его здоровье.

Похороны Анны Ахматовой на Комаровском кладбище. Из коллекции ЦГАКФФД СПб. Фото В. Н. Брязгина
Похороны Анны Ахматовой на Комаровском кладбище. Из коллекции ЦГАКФФД СПб. Фото В. Н. Брязгина

Прощание и похороны на Комаровском кладбище прошли без Александра Ильича, он ничего не знал. А потом…
«Прошло несколько дней. Откуда–то возвратившись и снимая в передней пальто, я услышала, что Саня разговаривает по телефону. По репликам поняла, что какая–то скотина со сладострастием рассказывает ему о смерти Анны Андреевны. Я замерла. Саня вышел в переднюю. С искаженным лицом и безумными глазами он подошел вплотную и страшным шепотом сказал:

– Ну говори, рассказывай, как без меня хоронила Акуму!»

Александр Гитович ушел 9 августа 1966 года, пережив Анну Андреевну всего на пять месяцев. Его похоронили там же, на Комаровском кладбище, неподалеку от Ахматовой. Уходила эпоха...

С их смертью изменилась и жизнь в писательском городке. Осиротели две дачи из четырех, были построены еще две новые. Литфонд изменил правила — писателей «уплотнили»: все домики были поделены на две половины (благо, в каждом было по два входа). С тех пор в каждом домике живет по два писателя. Одновременно — 12 человек, дюжина «творческих единиц».

В тесноте, да не в обиде: Литфонд исправно следил за дачами, неукоснительно поддерживался порядок, все исправно ремонтировалось. В одной из новых дач, куда вселился Юрий Рытхэу, даже был телефон с городским номером, и все обитатели городка ходили к нему звонить. Сейчас я живу в этом домике и могу ответственно засвидетельствовать: на стенке у окна до сих пор сохранилась телефонная розетка.

Телефонная розетка в домике Юрия Рытхэу сохранилась до сих пор. Фото автора
Телефонная розетка в домике Юрия Рытхэу сохранилась до сих пор. Фото автора

Благоденствие на писательских дачах закончилось в 90-х, вместе с развалом страны. Распался Союз советских писателей, прекратил свое существование Литфонд СССР. Новая организация, ловко ввернув в свое название слово «литфонд», азартно занялась разбазариванием и дележкой несметных писательских богатств по всей территории бывшего СССР.

Комаровский писательский городок каким-то чудом уцелел. Видимо, дух Анны Андреевны незримо охранял это место: что-то не заладилось с приватизацией у новых «хозяев», и они, махнув рукой, просто собирали с писателей арендную мзду, не вкладывая ни копейки.
Активность духа Ахматовой, кстати, не раз подмечалась обитателями дач. Писатель Валерий Георгиевич Попов любит рассказывать, что заселившись в ахматовскую «будку», он поначалу чувствовал недовольство великой хозяйки: все время что-то ломалось, не открывалось, заедало. Постоянно вылетали пробки на электрощитке, и когда он подходил нажать кнопку автомата, она тут же отщелкивалась обратно, напоминая ему победный кукиш: «накося, выкуси!». А потом приняла, смилостивилась.

Мне не раз приходилось бывать здесь у друзей-поэтов, и с каждым годом я с грустью наблюдала, как всё ветшало и разваливалось на глазах.

Но весь кошмар запустения открылся мне в 2017-м, когда подошла моя очередь на дачу. Подошла она несколько экстравагантно: писатель Михаил Глинка, пытаясь починить протекшую крышу, взобрался на старенькую деревянную лестницу. Гнилая ступенька провалилась, он упал и сломал ногу. Видимо, это была последняя капля — отчаявшись, Глинка отказался от дачи, и ее предложили мне.
Моим соседом оказался Александр Ильич Рубашкин, во времена СССР известный критик, сотрудник издательства «Советский писатель», а в 2017-м — маленький тихий пенсионер, смиренно принявший тяготы постсоветского ползучего апокалипсиса. Но несмотря на внешнюю хрупкость, здоровьем он обладал отменным: в свои 80 с хвостиком Александр Ильич ежедневно ездил на велосипеде на Щучье озеро, купаться и отвешивать комплименты дамам в бикини.

Крылечко А.Рубашкина. 2017 год. Фото автора
Крылечко А.Рубашкина. 2017 год. Фото автора

Крылечко Рубашкина выходило на сарай, который построили еще в 50-е, при Ахматовой. Выглядел сарай соответственно возрасту: стены завалились, нижние доски сгнили, зияя дырами, от крыши осталось одно воспоминание. Замшелый забор вокруг всего участка щерился проломами и еле держался, но в этом, рубашкинском, уголке он просто сдался и лёг.

Писательский забор в Комарово, 2017. Фото автора
Писательский забор в Комарово, 2017. Фото автора

Вид был совершенно нежилой, посему прохожие, ничтоже сумняшеся, лихо перебрасывали через остатки штакетника мешки с мусором.
Однажды я приехала и увидела Александра Ильича скорбно сидящим возле крыльца в своем неизменном пластмассовом оранжевом кресле. Вечернее солнышко ласково освещало буйные заросли бурьяна, в котором белели расклеванные воронами мешки. Подперев щеку рукой, он печально поднял на меня глаза и тяжело вздохнул: «Я живу на помойке...»

И мне стало так нестерпимо его жаль, так обидно за это наше облупленное, нищее литературное царство! Я кинула клич, и в выходной к нам съехались мои друзья-поэты. Дружно разобрали сарай, выдергали сорняки, вывезли мусор. Накрыли стол, выставили коньяк. Дачники принесли пироги и прочие закуски. Александр Ильич сиял от радости и всё повторял: «Поживу ещё!»

И как-то все обитатели встряхнулись, словно пелена спала, рассеялся морок. Вместе с прозаиком Владимиром Шпаковым и поэтом Алексеем Ахматовым (нет, не родственник, просто однофамилец) мы начали кампанию по благоустройству. Но главное — нужно было заняться документами. Тут и пригодилось мое первое юридическое образование. Изучив и собрав все нужные бумаги, я решительно ринулась в бой. Не буду описывать все приключения и хождения по мукам, скажу только, что одна только переписка с чиновниками составила несколько пухлых канцелярских папок. И ведь не зря! Все получилось: враг, разбитый на голову, позорно бежал, напоследок отключив нам электричество, и сейчас дачи переданы Союзам писателей в безвозмездное пользование.

К 130-летию Анны Ахматовой городок преобразился: мы покрасили домики, починили крылечки, меценат пожертвовал денег на новый забор.

Новый забор на Писательских дачах. 2019 год. Фото автора
Новый забор на Писательских дачах. 2019 год. Фото автора

Появилось и благо цивилизации в виде нососа в колодце, и даже маленькая импровизированная летняя душевая, одна на всех.

На домики повесили таблички с именами известных писателей, которые в них обитали.

Перед ахматовской будкой раскинул крылья шатер — уже восьмое лето я провожу под ним литературные встречи. К нам приезжают выступать со всей страны, был даже поэт из Аргентины! «Зеленый шатер» - моя гордость, мой самый любимый проект. Наверное, еще и потому, что публика к нам приходит настоящая, комаровская — интеллигентная и взыскательная. Можно сказать, «из бывших».

Зеленый шатер на Писательских дачах в Комарово. Фото автора
Зеленый шатер на Писательских дачах в Комарово. Фото автора

В остальном же тут все по-прежнему: колодцы, колченогие столики, гамаки, приземистые домишки с ржавыми крышами. Но этот наш неказистый рай, наш маленький заповедник среди современных комаровских коттеджей,— он особенный. Здесь время течет иначе, и сосны помнят Анну Ахматову, Виталия Бианки, Бориса Стругацкого, Юрия Рытхэу, Глеба Горбовского и многих-многих других писателей, которые жили тут и писали замечательные книги.

Высоко над головой, на одной из сосен торчит вросший в ствол ржавый обруч. По легенде, это кольцо ахматовского гамака. Мол, дерево выросло, и кольцо поднялось вместе с ним почти на уровень крыши. Простор для творческого воображения!

Вот безвременья петля: дача Аннандревны.

Комаровская земля, тот же воздух древний.

Почитай, полсотни лет все осталось прежним —

Белой ночи бледный свет, ветхие скворешни,

ветки хвойное крыло над казенной дачей…

Что ее пережило, то и нас тем паче.

Ржавый след от гамака на стволе древесном

скоро скроют облака над сосновым лесом.

Звезд рассеянная шаль,

скрип небесного ковша —

плавно вправо, плавно влево…

Спи спокойно, королева,

бесприютная душа.

Но если честно, я не верю. Обруч массивный, на тонкое деревце его не повесили бы, а высокие сосны растут только вширь. Наверное, это крепление от какого-нибудь софита — тут ведь не раз снимали кино. Но туристам легенда о гамаке нравится.
Вот и эта юная леди спрашивает:
- А на какой сосне кольцо?

Я показываю. Леди прицеливается мобильником, делает фото, потом — селфи.

- А где второе? - озирается гостья. Развожу руками:

- Второе не сохранилось.

- Ну и ладно. А где билет-то купить? - Она деловито лезет в сумочку.

- Какой билет? - недоумеваю я.

- Ну, в музей же! Я хочу войти внутрь! - сердится девушка.

- Сюда нельзя войти. Здесь нет музея, тут живут писатели, - терпеливо начинаю объяснять я, но юная леди, недовольно дернув плечом, уже идет к калитке, на ходу отряхивая ослепительно белый костюм от сосновой хвои. Я смотрю ей вслед и думаю: вот приблизительно о такой туристке, практически с натуры, сидя на террасе, написал свой «Следственный эксперимент» Володя Шпаков. Совсем недавно, какие-то четыре года назад, он заразительно хохотал, когда под Зеленым шатром актеры разыгрывали эту пьесу. И публика была в восторге — ведь по сюжету действие происходит здесь, на писательских дачах, и все персонажи так узнаваемы…

Писатели и актеры после спектакля. Слева — писатель, драматург Владимир Шпаков. 2020 год. Фото автора
Писатели и актеры после спектакля. Слева — писатель, драматург Владимир Шпаков. 2020 год. Фото автора

Эх... Последние несколько лет были жестоки к нашему городку: один за другим ушли Николай Коняев, Александр Рубашкин, Володя Шпаков, Илья Штемлер. Это уже — мои потери, мои воспоминания. И как же хочется, чтобы их книги издавали, читали и перечитывали! Блестящие писатели, они достойны этого.

А новейшая история писательских дач продолжается. В субботу, 22 июня, накануне 135-летия со дня рождения великой Ахматовой, возле «будки» состоится традиционный вечер памяти. Будут звучать ее стихи, и ее голос в архивной записи — глуховатый, грудной, - снова будет плыть над комаровскими соснами. И это - настоящее волшебство.

Приезжайте и сами все услышите и увидите!

Галина Илюхина и Павел Крючков, директор музея К.И.Чуковского в Переделкино, бессменный ведущий вечеров памяти Анны Ахматовой, на фоне ахматовской «будки» . Фото Юлии Медведевой
Галина Илюхина и Павел Крючков, директор музея К.И.Чуковского в Переделкино, бессменный ведущий вечеров памяти Анны Ахматовой, на фоне ахматовской «будки» . Фото Юлии Медведевой

Галина Илюхина