Найти в Дзене
AXXCID

Замена композитора, народные советчики и прототип Остапа Бендера: что осталось за кадром «Золотой телёнок»?

Оглавление

Советская комедия «Золотой телёнок» появилась на экранах в 1968 году. Чёрно-белая лента, возраст которой давно перевалил за 50 лет, продолжает дальше собирать улыбки телезрителей. Фильм – это экранизация одноименного знаменитого романа Петрова и Ильфа. Если до выхода картины произведение не пользовалось большой популярностью, то после её проката в книжных магазинах начали выстраиваться очереди.

Замена композитора, народные советчики и прототип Остапа Бендера: что осталось за кадром «Золотой телёнок»?
Замена композитора, народные советчики и прототип Остапа Бендера: что осталось за кадром «Золотой телёнок»?

Идеи снять эту комедию посещали Михаила Швейцера ещё в 1962 году, но тогда такое кино власти однозначно не разрешили бы. К 1967 году политическая обстановка в стране немного изменилась, и для съёмок подобной картины загорелся зелёный свет. Шаблонный жанр советского кино велел восхвалять хороших персонажей и указывать на плохих. Но фильм получился весёлым, ярким, лёгким и совершенно не морализованным.

Замена композитора

Для написания музыки к своей картине Михаил Швейцер изначально пригласил Георгия Свиридова. Композитор приступил к работе с большим энтузиазмом и создал несколько оркестровых фрагментов: «Остап Бендер», «Паниковский» и «Автопробег». На этом его участие в музыкальном оформлении фильма прекратилось, а какие причины способствовали этому, неизвестно и по сей день.

Георгий Свиридов
Георгий Свиридов

Режиссёр в спешном порядке начал искать нового композитора и обратил свой взор на Георгия Фиртича, имя которого и указано в титрах как автора музыки. А вот кандидат искусствоведения Александр Белоненко в своих исследованиях указывает, что в ленте присутствует ещё и музыка Свиридова: тему автопробега написал именно он.

Народные советчики

Во время съёмок «Золотого телёнка» Сергею Юрскому окружающие постоянно давали советы, как правильно вжиться в образ Остапа Бендера. «Народные советчики» преследовали его всюду: в ресторане, в гостинице и просто на улице. Каждый такой «всезнайка» считал своим долгом впихнуть актёру свои «шикарные» по его мнению идеи. Неизвестно, принимал ли во внимание Юрский такие «профессиональные» наставления, но роль «великого комбинатора» он сыграл блестяще.

Кадр из фильма «Золотой телёнок»
Кадр из фильма «Золотой телёнок»

Юрский часто ездил из Ленинграда в Москву на поезде, как оказалось, именно в купе ему больше всего доставалось от назойливых советчиков. Одним из таких попутчиков «умников» был одесский инженер, который «мучил» бедолагу актёра до двух часов ночи. «Режиссёры на общественных началах» присылали письма на киностудию, в которых грозились писать жалобы в центральные газеты, если в картине не будут показаны все сцены из романа.

Одесский сыщик – прототип Остапа Бендера

Михаил Швейцер стал первым режиссёром, который осмелился экранизировать роман «Золотой телёнок». Следовательно, никто точно не знал, как должны выглядеть персонажи, особенно много споров перед съёмками велось о внешности Остапа Бендера. Мало кто знает, что у главного героя произведения Ильфа и Петрова был прототип. Образ Остапа Бендера был списан с одессита Осипа Шора, который для друзей был именно Остапом.

Прототип Остапа Бендера (фото слева)
Прототип Остапа Бендера (фото слева)

Осип был высоким мужчиной, его рост составлял 190 см, и в этом плане Юрский недалеко ушёл от своего прототипа со 181 см. У обоих мужчин были тёмные волосы и карие глаза. В реальности Шор работал в одесском Уголовном розыске, и его жизнь была полна приключений. Изначально писатели планировали сделать Остапа эпизодическим героем. Но с каждой написанной страницей он приобретал все более выраженные черты главного героя.

Публикация романа состоялась в 1931 году, одесский сыщик сразу узнал в главном героя себя. Он пришёл к писателям и сказал, что они должны выплатить ему гонорар, Петров и Ильф несколько минут были в ступоре. Конечно же, это был розыгрыш, Осип Шор как истинный одессит любил пошутить, и получалось у него это очень даже хорошо.

Шикарные локации Одессы

Особое место в картине занимает море. На одесских пляжах герои фильма отдыхали, купались и нападали на миллионера Корейко. Там же они пытались распилить гири, чтобы узнать золотые они внутри или нет. Самым популярным пляжем у туристов была Аркадия, в то время как местные жители любили проводить отдых на Ланжероне или в Отраде. В Аркадии народу было больше чем людей (как говорят в Одессе) – все хотели хоть краешком глаза увидеть актёров.

Кадр из фильма «Золотой телёнок»
Кадр из фильма «Золотой телёнок»

Согласно сюжету Остап Бендер проживает в доме с атлантами на улице Гоголя – это доходный дом Фальц-Фейна, который был построен в 1899 году. Сегодня здание, вернее его первый этаж находится на реконструкции, из-за строительного забора гости Одессы не смогут полюбоваться знаменитыми атлантами. А балкон, на котором появлялся в кадре Остап Бендер, изменили до такой степени, что сегодня у него не осталось ничего общего с его киношной версией.

Афиша к фильму «Золотой телёнок»
Афиша к фильму «Золотой телёнок»

Эпизод, где Остап Бендер и Зося Синицкая, сидя на парапете, разговаривают о побеге Корейко из Черноморска, снимался на Потёмкинской лестнице. Одна из «визитных карточек» Одессы с того времени практически не изменилась – такая же величественная и завораживающая. Сегодня на ранее пустынных склонах с двух сторон от лестницы раскинулся парк.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще