В Москве состоялся IX Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской
Особенность этого международного состязания – его прицельная ориентация на оперную сцену и вокально-драматический артистизм. Здесь не нужно петь романсов, арий из ораторий или кантат (хотя есть исключение – номера из Реквиема Верди, чья эстетика стопроцентно оперная, допускаются), народных песен и прочего – в конкурсных испытаниях артист должен продемонстрировать свою состоятельность именно в оперных сочинениях: все три тура предполагают исполнение двух оперных арий. Причем арий из одного временного периода – романтического XIX века, времени расцвета жанра, золотой поры оперного искусства. Исключение сделано лишь для Моцарта. Такую стилевую ориентировку своему конкурсу с самого начала дала Галина Вишневская, которая и сама пела именно такой репертуар, и справедливо считала его ключевым – до сих пор превалирующим на мировых оперных сценах и в буквальном смысле слова кормящим оперного артиста.
Это стилевое ограничение накладывает определенные рамки. Например, музыку барокко или контратеноровое пение – то, что сейчас необыкновенно популярно в мире – на конкурсе Вишневской вы не услышите. Не услышите и ультрасовременных сочинений – впрочем, таковые и на прочих конкурсах практически не исполняются (причин тому много – далеко не только незнание этой музыки вокалистами), хотя сама Вишневская немало пела именно современной для нее музыки. Однако невозможно не признать, что Галина Павловна сформулировала репертуарную идею своего состязания предельно просто и разумно: несмотря на все моды и «шатания», романтическая опера XIX века по-прежнему составляет мейнстрим, костяк афиши любого оперного театра мира.
Открытие конкурса в Центре оперного пения в Москве традиционно было посвящено «смотру оперных рядов» – выступали лауреаты прежних лет, те, кто когда-то выиграл конкурс и состоялся как оперный артист. Объективные сложности текущего периода не позволяют дать такому гала большой географический охват – выступали те, кто работает сегодня преимущественно (или даже только) в столице: с одной стороны, это обедняет картину, с другой, дает срез качества по верхнему краю – петь в московских театрах достойны только профессионалы самого высокого класса.
Пришедшие в этот вечер в Центр услышали Юлию Мазурову, Станислава Мостового, Наталью Зимину, Светлану Лачину, Алексея Татаринцева, Алексея Кулагина, Хачатура Бадаляна, Константина Бржинского – убедительный вокал, владение профессией, пение яркое и эмоциональное. Крошечный зал ЦОПа объективно маловат для оперных страстей и оркестровых бурь (концерт шел в сопровождении оркестра Центра под управлением Ярослава Ткаленко), но даже с учетом этого ограничения гости получили немалое удовольствие от многочисленных проявлений высокохудожественного.
Два тура прошли под рояль в этом же «домашнем театре» великой примадонны, а финал состоялся на Новой сцене Большого театра России, где конкурсанты должны были подтвердить свою состоятельность, уже выступая с оркестром (на этот раз им руководил звездный Дмитрий Юровский – член жюри конкурса). Жюри под председательством Ольги Ростропович в этом году включало главным образом управленцев от оперы, тех, кто не просто грамотно судит певцов, но способен помочь в дальнейшем продвижении и хорошо знает мировую оперную конъюнктуру сегодняшнего дня – худруки и музруки оперных театров, оперные агенты из России, Сербии, Венгрии, Узбекистана и Италии.
Третий тур явил отрадную картину очень сильного уровня конкурса – молодежь оказалась голосистой и техничной, многие из участников – уже солисты оперных театров, и это чувствовалось по их подаче, умении держаться на сцене. Злые языки говорили, что многие из финалистов так или иначе связаны с Центром Вишневской, но если быть объективными, то, во-первых, в сегодняшних условиях до Москвы доехать могут и хотят далеко не все из потенциальных участников со всех концов мира, во-вторых, уровень учащихся самого Центра всегда достаточно высок – ведь, чтобы поступить и учиться там, они уже проходят очень серьезный отбор. Кстати, международное представительство конкурсантов было все же обеспечено – из почти семидесяти допущенных до конкурсных прослушиваний кроме подавляющего большинства россиян были все-таки представители и других государств – Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Монголии и Китая.
В финале жюри и публика Большого театра услышала двадцать арий в исполнении десяти финалистов. Меццо Валерия Торунова, открывшая концерт-состязание, удачно выбрала удобную для ее переходного голоса партию Иоанны, но не угадала с Принцессой Буйонской – насыщенных низов мы ожидаемо не услышали. Бас-баритон Султонбек Абдурахимов грамотно показал свои возможности, спев и басовый «Confutatis» из Реквиема, и музыку для переходного голоса (как известно, партия Бориса Годунова написана для драматического баритона и лишь позже была присвоена басами) – знаменитый монолог «Достиг я высшей власти»: оба номера вышли очень выразительными. Баритон Семен Антаков поистине зажигательно исполнил Пролог из «Паяцев» и особенно Куплеты Эскамильо, показав уровень готового артиста, но не конкурсанта. Сопрано Валентины Правдиной «жидковато» для Монолога Баттерфляй, но спет он был трогательно, а в Арии Оксаны из «Черевичек» певица показала максимум артистизма, совершенно очаровав зал. Тенор Тихон Горячев показал и сладостную карамельность своего лирического тенора, и наличие крепких, густых низов (что особенно было важно в Каватине Владимира Игоревича), а в целом пение сердечное, хотя и не безупречное – крайняя верхняя нота в Арии Герцога из «Риголетто» пока не получилась. Сопрано Мария Жеребятьева продемонстрировала красивый тембр и техническую оснащенность в Ариях Виолетты и Микаэлы, но в целом пению несколько не хватало энергетического посыла. Красивейшее и мощнейшее сопрано Елизаветы Кулагиной положило зал на лопатки дважды – и в финальной Арии Мими, и в Арии с жемчугом из «Фауста». Баритон Чингис Баиров порадовал благородством звуковедения в Прологе из «Паяцев» и Арии Грязного, но огорчил пока несовершенством предельного ля-бемоля. Колоратурное сопрано Алина Хуснутдинова уверенно предъявила виртуозность в Каватинах Антониды и Эльвиры из «Пуритан», однако насыщенности звука во второй арии несколько не хватало – она прозвучала чуть легковесно. Наконец, Нурбол Артыкбаев подарил публике красивый тембр в Ариях Елецкого и Валентина из «Фауста», но само звуковедение показалось еще несколько сыроватым.
Решение жюри оказалось на редкость взвешенным: первую премию отдали Кулагиной (с этим согласились и зрители, проголосовавшие за нее на своем «плебисците»), вторую разделили Антаков и Абдурахимов, третья досталась Правдиной. С лидерскими заявками этих певцов на данном конкурсе едва ли можно поспорить. Следующий Конкурс Вишневской, как и положено, состоится через два года – в 2026-м.
18 июня 2024 г., "Музыкальный клондайк"