Найти в Дзене
Матрица ШУРА

HR как человеческий директор

Статья не про справедливого Брежнева и сурового Сталина. Хотя, вам так наверно видится...
Статья не про справедливого Брежнева и сурового Сталина. Хотя, вам так наверно видится...

HR – это человеческий директор компании. Или менеджер шахматными фигурами? Можно ли жертвовать кем-либо для достижения общей цели?

Раньше отделы кадров занимались формальным наймом и оформлением дел. Затем роль кадровиков была переосмыслена в сторону увеличения, но и высшее руководство и заместители по HR преимущественно неполностью осознают смысл и значимость данной функции. Потому что это больше, чем функция. Люди не машины, а основа стабильности и развития компании. Понятно, что у коммерческой и некоммерческой организаций разные цели, но сейчас не об этом.

Известный консультант по менеджменту человеческими ресурсами Александр Мудрик высказался о 4 ролях HRа, необходимых сегодня. Это стратегия, системность, корпоративная культура, лидерство.

Не оспаривая мнение коллеги, тем не менее, уточню. На мой взгляд, стратегия и системность относится к жёстким навыкам, а корпоративная культура и лидерство – к мягким навыкам. Жесткие навыки требуются для эффективного управления ресурсами и процессами, в то время как мягкие навыки направлены на развитие и поддержание отношений внутри компании. Именно поэтому Витебский бизнес-центр подготовил 2 разных курса – для неформального и формального управления людьми. А начинаться любой менеджмент должен с самоменеджмента, включающего и управление временем и делегирование. Этому тоже надо учиться. И в связи с перманентными переменами не только в ВУЗе у теоретиков.

Кстати, по модели Дэйва Ульриха, эйчар выполняет несколько вроде бы иные роли: стратегический партнёр, агент изменений, административный эксперт, сторонник сотрудников. Если сопоставить модели Мудрика и Ульриха получим: стратег и эксперт ориентированы на задачи, а агент и сторонник – на людей. HR-специалист должен быть гибким и способным адаптироваться к различным потребностям компании и людей. И тут возникает вопрос, что первично. Отвечаю – в группе ориентируйтесь, прежде всего, на интересы людей, в компании важнее интересы дела. А лучше находите золотую середину. Людей обижать нельзя, но дело нужно сделать, как нужно.

28 лет назад, когда я был молодым менеджером, европейский консультант предложить мне уволить часть возрастных сотрудников, чтобы фирма развивалась без проблем. Тогда я ко всем членам трудового коллектива относился как к родственникам, поэтому отказался. Но позже горько пожалел.

Требования к управлению человеческими ресурсами в разные периоды времени и с развитием технологий меняются и растут. Информации становится больше, фокус на важном удержать труднее. Ещё сложнее поддерживать толерантность и политкорректность во избежание столкновения мнений и позиций. Здесь не дословно, но всё же вспомню цитату из классического американского учебника, - Поддерживай всё, что помогает компании и сотрудникам. Игнорируй всё остальное.

Прошло время, часть команды заменили ноутбуки и смартфоны, появились интернет и новые компьютерные программы. Технологические изменения могут повлиять на структуру компании, требования к персоналу и функции HR. А теперь ещё и искусственный интеллект наступает.

Пример: Компания, которая успешно интегрирует искусственный интеллект для автоматизации рутинных задач HR, освобождая время для более стратегических задач.

Антипример: Компания, которая полностью заменяет человеческий фактор на технологии, игнорируя важность межличностных отношений и поддержки сотрудников. Можно сделать чат-бот с поздравлениями к дням рождения и купить робота, который будет обнимать именинника утром на входе в офис или цех, но по мне это выглядит суррогатом и пренебрежением.

Прогнозируется, что искусственный интеллект изменит функции HR, но не ликвидирует эту важную должность. Скорее всего, это приведет к изменению акцентов в работе HR-специалистов. Развивайте навыки в области технологий и аналитики, а также уделяйте больше внимания стратегическому партнерству и адаптации к изменениям. Топ-менеджмент должен учитывать значимость мягких навыков HR в контексте технологического прогресса, чтобы сохранить баланс между интересами компании и потребностями сотрудников.

Подробно менеджмент изучи в курсах Витебского бизнес-центра по методике «Матрица ШУРА» – http://матрицашура.бел

Подпишись сам и рекомендуй друзьям https://dzen.ru/matrixsura

Леонид ШУР

директор

ОДО "Витебский бизнес-центр"

https://vk.com/vitebsk_business_center

https://www.youtube.com/@matrixsura

+375 (29) 713-83-94 (MTC, Viber, WhatsApp)