Найти тему

ПРАЗДНИК К НАМ ПРИХОДИТ

Шутливый конкурс, кто кого накормит сгущенкой с завязанными глазами. (Фото Сергея Вшивкова)
Шутливый конкурс, кто кого накормит сгущенкой с завязанными глазами. (Фото Сергея Вшивкова)

Кроме обычных будней (В которые и так не соскучишься) у нас были (Как у всех Советских людей) различные праздники.
Коллектив у нас был дружный. Так не всегда бывает, но нам повезло. Никаких сцен ревности или скандалов между офицерами.
Конечно не всегда во взаимоотношениях было все гладко, но на время праздника всегда заключалось перемирие.
А конфликты если и были, то в основном среди жен офицеров. Причем сначала все лучшие подруги, из отпуска приезжают веселые, загорелые.
А потом да, начинает расти напряжение. Но на офицеров это не распространялось. Однажды командир решил разобраться, что там за конфликт разгорается. Собрал всех в канцелярии и попробовал вникнуть в бабские скандалы. Оказалось, что это невозможно. Претензии друг к другу были настолько смехотворны, что командир обалдел! Кто-то не так посмотрел на любимого ребенка, вылезающего из угольной кучи, кто-то что-то неудачно сказал про мужа. В общем полная хрень! Летом все поедут в отпуск и приедут веселые и без проблем!
Но на время праздника все заняты, и там не до глупостей. Как и положено в армии, все праздники организовывались по военному четко.
Первый вопрос со спиртным. На материке пошел в магазин, взял несколько ящиков и проблема решена. А у нас спиртного с собой привозили по счету и только для особенных случаев. отлично помню, как во время сбора офицеров в канцелярии командир дает приказ старшине изготовить достаточное количество "Волшебного напитка" под названием "самогон обыкновенный". И это при том, что самогоноварение вроде вне закона.
Но на Курилах всегда была своеобразная трактовка Советских законов. Так что без проблем. Надо, значит надо!
Процесс вполне отлаженный. Офицеры скидываются на сахар и дрожжи и старшина ставит 20-ти литровую флягу браги.
Когда брага готова, все щели замазываются сырым тестом и начинается процесс перегонки. Выглядит он обычно вот так!

Процесс перегонки "волшебного напитка" (Фото Николая Володькина)
Процесс перегонки "волшебного напитка" (Фото Николая Володькина)

То что получается при этом, было весьма далеко от совершенства. То ли дело как гнали у отца в деревне! Через опилки и уголь а потом еще и настаивали на чем-нибудь.
Но что поделать, из нас самогонщики еще те получались! Но зато этого пойла получалось много. В полку лишних вопросов не задавали типа: "А чего это на вас тов. лейтенант числится многовато сахара и дрожжей"? Лично мне такой самогон не нравился. Уж больно он забористый. Да и голова после него здорово БО-БО.
Совсем от коллектива старался не отрываться, но при возможности старался не налегать. На материке сразу бы нашлись доброхоты с наездам :" А чего не пьешь? А ну-ка штрафную!". А на острове такого не водилось. ну не хочет человек пить и не надо (нам больше достанется).
Праздничное меню обычно не радовало нас изысками. Ну откуда у нас изыски? Но тем не менее старались как могли. Главное блюдо - пельмени! Каждой семье предлагалось приготовить и заморозить определенное количество пельменей. Мы с Сашкой не участвовали (Ну что с холостяков возьмешь?). Пельмени каждая семья лепила по своему усмотрению. Все пельмени варились вместе, но сразу было видно, что они все разные. Например у семьи лейтенанта "С" пельмени были с мелкими защипками по краю а у старшины свернуты в колечко. В общем у всех по разному, так что сразу видно где какие. Даже цвет теста отличался. Фарш для пельменей тоже по усмотрению хозяек. Обычно к празднику мясо было свежее, но если нет, то делали пельмени из тушенки. Вкус, конечно, странный, но совсем не плохой! Просто как-то экзотично. Так как у нас, в основном, не было свежих овощей, салаты были не в чести. Ну какой салат можно приготовить из сушеного лука? Естественно, к столу была красная икра. Как на Курилах без красной икры? Ну и что, что у нас на острове не было нерестовых рек. Икру привозили с Итурупа, где ее было навалом. Из экзотических блюд, лично мне больше всего нравились морские гребешки, маринованные в уксусно-горчичном соусе. Их у нас виртуозно готовил прапорщик Д.. Мне даже сейчас сводит скулы, когда вспоминаю. Вкус..ммм..специфический, пальчики оближешь! А еще пекли блины и лепешки, которые можно лопать со сгущенкой или вареньем из клоповки. И конечно, на стол выставлялись всякие консервированные компоты и соки, которые специально береглись для праздника.
За столом пели песни , танцевали под активную музыку (Вроде "Чингиз хана"). Телевизора не было, поэтому за столом усиленно общались (рассказывали случаи из жизни). Это было очень интересно, так как у нас все были из разных мест. Люди были бывалые, и рассказы за столом были захватывающие.
Для солдат организовывался праздничный ужин. Повышенная порция мяса и праздничное блюдо "Баурсаки", которые употребляли со сгущенкой. Это что-то вроде маленьких, сладких пончиков. Для этого, офицеры выписывали для них на себя муку, сахар и сгущенку. Жены офицеров пекли солдатам торты и угощали вареньем.
Самый масштабный праздник, это был новый год! Он сильно отличался от остальных (Даже от 23 февраля).
Во-первых, это единственный праздник к которому мы готовили концерт самодеятельности. И вполне неплохой концерт! Так как я в свое время входил в агитбригаду стройотряда, то я участвовал в нем на полную катушку. Иногда там такие таланты проявлялись.... Один солдат, например, пел казахские песни, аккомпанируя себе на гитаре, которая была перестроена под домбру (по казахски домбыру). Вот уж не думал, что гитару можно так использовать. Концерт мы делали в спальном помещении, куда собирался весь остров. Я в первый раз показал отработанный со стройотряда номер "Факир". Меня одели соответствующим образом, солдаты намотали из полотенец шикарную чалму и закрепили ее огромной брошью с камнем. Приблизительно так одели и ассистента. Я "гипнотизировал" ассистента, укладывал его на три стула. Потом закрывал его одеялом и начинал вынимать из под него стулья. Сначала средний, потом стул из под ног. а потом обходя его резко выдергивал стул из-под головы. Трюк эффектный, но быстро раскусываемый, поэтому, когда я выходил кланяться, одеяло как-бы случайно падало, и открывало секрет фокуса. Оказывалось, что помощник стоит на руках и согнутой в колене ноге. Народ смеялся до упаду.
Во второй год, "факир" как-бы пытался взять реванш. Мы принесли с отлива пластмассовую корзину и сшили из старых тряпок здоровенную змею (кобру). Вместо глаз у нее были теннисные шарики с нарисованными зрачками, а в капюшон была вставлена пружина от фуражки. Кобра получилась просто уморительно-гротескная , а управлялась она нитками, продернутыми сверху сцены.
По сигналу "Факира" ящик, накрытый одеялом выносили на сцену, я снимал одеяло и при помощи "Волшебной палочки" вызывал "Кобру" из ящика. "Кобра" сначала слушалась меня, стоя качалось в такт палочке а потом резко бросалась на "Факира" (для этого была отдельная нитка вбок). В этот момент в помещении гас свет и Сашка делал несколько фотовспышек, которые выхватывали из темноты кадры захватывающей борьбы "Факира" с коброй. Первый кадр - кобра вцепилась горло факиру, второй - факир топчет ее ногами. Ну и так далее. В конце номера зажигается свет, кобра повержена, а растрепанный факир кланяется почтенной публике. Номер зашел "на ура". Я в статье "
Сейсмоопасный район" рассказывал, что во время первого концерта, как только конферансье произнес фразу "Начинаем праздничный концерт" началось сильное землетрясение. Казарма ходила ходуном. Концерт прервали, сбегали по домам посмотреть все-ли в порядке с печками, но потом продолжили как ни в чем не бывало.
По ходу концерта проводились всякие веселые конкурсы и соревнования. К ним старались привлечь всех по максимуму.

Была еще особенность новогоднего праздника. Считалось, что надо сначала встретить новый год по Курильскому времени, а потом по времени места рождения. А поскольку мы все были из разных мест, а один пить не будешь, то это такой алкогольный марафон получался...часов на 8! Я сразу понял, что такого я не потяну ( нет достаточной практики :-) ), после чего выразил, оба раза, желание дежурить в новогоднюю ночь. Все с радостью согласились. Для меня тут было много резонов. Во первых, на следующий день я единственный не маялся от похмелья. Я был фанат службы и считал, что раз уж я в армии, то служить нужно так, чтобы не стыдно потом было. Но я был снисходителен к слабостям офицеров. Сам я служил рьяно, но понимал, что у меня это только на два года, а офицеры служат всю жизнь. Так что пусть погуляют, а я их подстрахую. Пусть побудут с семьями, с детьми, а я все равно холостой. Кстати, дежурство в новый год было относительно спокойное без эксцессов. Даже "враги" вели себя тихо и скромно. После 12 часов я вызывал секретчика из секретки посидеть с шифроблокнотом а сам обходил все расчеты. Мне казалось, что это правильно. Вот сидит солдат в новогоднюю ночь на станции, вокруг метет, а он один сидит пока все гуляют. И вдруг, к нему приходит дежурный офицер! Поздравляет с новым годом, дарит простенькие подарки типа конфет и папирос, посидит с ним минут 10-15, поговорит за жизнь. Солдат видит, что офицер абсолютно трезв, весел, и поздравляет от всей души. И казалось мне, что для солдата это очень важно. Не бросили его одного в новогоднюю ночь, не забыли. И мне приятно, сделал хорошее дело. Можно было конечно просто по "громкой" поздравить, но я считал, что это совсем не то.
Кстати это не значит, что я оставался голодным. Оперативного на ужин полагалось подменить и по договоренности я приходил за праздничный стол, посидеть с офицерами проводить старый год. Поесть праздничных блюд, потрепаться о том, о сем. Но при этом я в рот спиртного не брал. Знал, солдаты сразу учуют, что от офицера пахнет.
Но зато в другие праздники я всегда был за столом, и мог себе позволить и спиртное, и попеть, и поплясать...
Обычно после праздников настроение у всех серьезно повышалось. И трудности казались не такими уж и трудными, и опасности не очень опасными :-)