Особое внимание уделял жизни Альфрид Лэнгле [4; 11]. Он понимал жизнь как «отношения с Бытием здесь» - форма соотнесённости – моего вхождения-в-отношения.
Альфрид Лэнгле к основным характерным чертам жизни относит:
- Обмен и соотнесение с Собственным - они способствуют возникновению отношений со своей жизнью. Предпосылками служат контакт и первое восприятие, и на этой основе возникает переживание ценности, то есть устанавливаются отношения с жизнью.
- Эмоциональность («патическое измерение»). Как способность чувствовать, переживать: радость и страдание, страстное желание и разочарование, удовлетворённость и чувство неисполненности. Предпосылкой служит соотнесённость (отношение).
- Перемены и изменения (переживание течения). К жизни относится рост, созревание, усталость и обретение сил, голод и насыщение. Если изменений не происходит, то наступает смерть. Предпосылкой служит время, которое позволяет возникнуть движению в жизни и сделать её видимой для нас.
- Витальная сила. Биологическая - как сохранение здоровья и поддержки организма и психическая - как "жажда жизни" (радость жизни). Выражением витальности служат чувства. На основании чувств я могу определить живу я или нет. Предпосылка – близость.
Дж. Бьюдженталь важной характеристикой человеческой жизни называет интенциональность, как «центральный элемент того, что направляет нашу жизнь» [12, с. 217]. Вся жизнь это непрерывный процесс, объединяющий делание, действие, взаимодействие и только в таком процессе мы переживаем существование. Из всех возможностей, которые предоставляются нам жизнью, мы актуализируем только одну. И если наш выбор складывается под влиянием чего-то внешнего: семья, образование, дисциплина, социум – это всё только отделяет нас от существенности и является приемлемым только в определённых обстоятельствах. Только внутренние интенции, направляемые личной идентичностью приводят к жизни, наполненной смыслом.
«Интенциональность – это смысл того, что мы создаём/выражаем посредством наших жизней» [12, с. 217].
Также и у Р. Мэя [5, с. 256- 258] большое внимание уделяется интенциональности, как структуре, придающей смысл переживанию. Он относит её к измерению, лежащему в основе любого намерения – «это сама способность иметь намерения». Благодаря ей человек осознаёт «способность структурировать, формировать и изменять себя и этот день в соотнесении с друг другом». Но также это и структура смысла, которая позволяет субъекту, каким он является, видеть и понимать объективный внешний мир – некий мостик между человеком и объектом.
Также важным представляется восприятие того, что личность живёт через тело. Тело, как базис для чувств, как репрезентант живости, как основа любого движения [4]. Тело находится в тесной связи с движением, которое увеличивает личное переживание жизненности, даёт силу, радость и показывает окружающим личностные смыслы, ведь «встреча с другим Я всегда завораживает».
Через тело я обнаруживаю своё присутствие в мире», заполняю пространство и время и выражаю через него же свою жизненность [13].
Интересной точкой зрения выглядит рассмотрение жизни и того, как она выражается и представляется в художественном контексте. Ведь данный взгляд наиболее точно прикасается к ощущению жизни человека, поэтому обращение к анализу произведений, представляется важным дополнение к рассмотренному взгляду.
Анализ произведения Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» представляет собой описание концепта жизни, откуда выделяются следующие критерии:
-- концептуальность (движение и развитие) - «понимание жизни как вечного движения, при котором происходит непрерывное совершенствование и обновление самой жизни и всего, что её составляет»;
-- созидание – «существование, предполагающее труд»;
-- творчество – «соотнесённость с непрерывным процессом творчества»;
-- страдание – «необходимая часть жизнь, облагораживающая человеческое существование»;
-- близость (единение) – «взаимосвязь всего живого на земле, о близости и связанности существований людей, животных и даже растений» [14].
Многие из критериев совпадают с пониманием жизненности в психологии, и подобное художественное описание позволяет прикоснуться к этим вещам и выявить из них всю глубину переживания жизни.
Так что нужно, чтобы чувствовать свою жизнь и проживать её осознанно и качественно?
1) Изначально необходима открытость и обращение к тому, что есть в мире – в моём Бытии.
2) Благодаря этому возникают чувства, эмоции, переживания, страдания – это даёт возможность возникновению ценности.
Это внешние феномены, которые действуют на личность и способствуют возникновению переживаний. Также есть и внутренние ощущения, к которым тоже стоит обращаться
– это витальная сила (психологическая и биологическая), которое замечается через собственную телесность.
Это всё придаёт некоторое свойство изменчивости жизни, но это также и собственные изменения, такие как движение, созидание, перемены, творчество, это также тело, как основа любого движения.
Переходящим во всех названных феноменах можно назвать интенциональность, как направленность жизни, создающей действия и в то же время и то, что придаёт осмысленность переживаниям. И некий больший момент, объединяющий все внешние переживания и внутренние, соединяющий всё это в собственном ощущении жизни, также обращение к объективному внешнему миру, единение со всем, что окружает.
Это всё выстраивает картину обнаружения жизненности самой личностью. Благодаря данному анализу и выделению основных критериев переживания жизненности появляется возможность как у самой личности для обращения и обнаружения жизненности, так и у психологической и психотерапевтической работы, которая может помочь человеку прийти к ощущению собственной жизни.
Список используемой литературы:
4. Лэнгле А. Вторая фундаментальная мотивация. Соотнесение с жизнью / Пер. А.Н. Шапкина, науч. ред. В.Б. Шумский - Рабочая рукопись, 1-ое издание, сентябрь 2013.
5. Мэй Р. Любовь и воля. – М.: ИОИ, 2016 – 408 с.
11. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.А. Лэнгле, Е.М. Уколова, В.Б. Шумский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Издательство Юрайт, 2018. – 403 с.
12. Бьюдженталь. Д. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1996
14. Чумак О.С. К проблеме описания структуры художественного концепта «жизнь» (на материале романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»). // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: В 3 ч. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – Вып. 11, ч. III. - C. 157 – 161