Найти тему
Кино под углом

Фильмы эпохи – «Брат» и «Брат-2»

Диск с дилогией
Диск с дилогией

Давайте поговорим о фильмах, которые, наверное, и хотелось бы кому-то ругать, да, в общем-то и не за что. Хотя… помнится, папа мой, когда Сергей Бодров погиб в Кармадонском ущелье, сказал, что «это его Бог наказал!», хотя сам особо и не верил. Более того, он и фильмов-то этих не смотрел, даже по ТВ. А я вот смотрел, и мне, надеюсь, на самом деле, есть что сказать по этому поводу…

Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший.
Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший.

На самом деле, я не помню дату выхода, что первого, что второго фильмов. Более того, я сам не особенно даже помню, когда я их посмотрел. Вполне себе может быть, что я на тот момент учился в техникуме, может, потом. И да, я скажу сразу, что второй фильм мне понравился сильно больше. Но, насколько мне известно, зрителям более полюбился именно первый фильм, снятый, что называется, «на голом энтузиазме». Я могу, конечно, рассказать о том, что Балабанов на тот момент снимал фильм «Про уродов и людей», ему не хватало денег и он решил «по-быстрому» снять «халтурку», чтобы немного подзаработать. Итог – «Про уродов и людей», никто особо и не посмотрел, а вот «халтурка» пошла в народ… Кстати, смотрел я «Про уродов и людей», и я не скажу, что это шикарный фильм, в отличие от «Брата»…

Данила прибыл в Петербург...
Данила прибыл в Петербург...

Но, давайте вернёмся именно к нашей теме… Значит, художественный фильм «Брат»… Молодой человек, по имени Данила, приезжает в Петербург, чтобы поступать в универ. Кроме того, мама очень советовала ему обратиться к брату, который работает в милиции. Мол, «большой человек, может, в люди тебя выведет!». Она многого про Виктора не знала, например, что он киллер. Хотя, как киллер, он себя лучше раскрыл во втором фильме, но не суть. И вот, значит, к Виктору приезжает Данила. Почти без копейки в кармане, одетый в старый растянутый свитер и большими надеждами…

А ведь не только я об этом думал...
А ведь не только я об этом думал...

Есть один нюанс. Дело в том, что Данила, подобно другому молодому человеку, только что вернулся из армии. И всем он рассказывает, что «писарем был, при штабе». На самом же деле, его историю немного рассказывают товарищи, во втором фильме, но и так понятно, что нет, не писарем он был, точно. А если учесть некоторые параллели фильма «Брат» с другой социальной драмой про героя войны, который не смог найти себя в мирной жизни, и тоже прибывшего не с самой простой войны… В общем, вполне себе можно сказать, что был наш Данила Багров, как минимум, разведчиком, и вполне даже не из плохих… Но это так, к слову…

Это из второго фильма... Так запросто, стрелять в людей...
Это из второго фильма... Так запросто, стрелять в людей...

Кроме того, вполне себе можно предположить, что у Данилы – травма. Нет, не физическая, моральная, или, скорее, психическая. Почему? Потому, что у него довольно странное поведение. Порой он ведёт себя довольно наивно, но это совершенно не мешает ему стрелять в людей, или делать подобные вещи. Я, конечно, не медик, не психолог и даже не психотерапевт, но могу предположить, что Данила – человек с некоторой формой аутизма. Да, его забрали в армию, сделали из него «машину для убийства» – в этом, в общем-то, нет ничего удивительного, а потом просто отправили домой. Если учесть, что на тот момент творилось в стране – сие вполне вероятно…

Данила и Света. Не красавица, но... милая.
Данила и Света. Не красавица, но... милая.

Почему я так думаю? Ну, вот давайте рассмотрим историю с вагоновожатой (кажется так называется профессия той леди, что подобрала Данилу после ранения, когда он забрался в грузовой трамвай). И вот давайте посмотрим на то, что было между Светой (как звали девушку) и Данилой? У них были отношения. Даниле с ней было хорошо. Эмоциональная привязанность и всё такое. Но, проблема в том, что Света – замужем. Муж – любитель выпить, избивает её. И, понятное дело, что Даниле это не нравится. Встретив мужа, Данила обещал его… убить. И вот с этого всё и началось. Помните, там была и вторая встреча. Данила был на тот момент с ружьём. И он потом выстрелил в мужа Светы. Собственно, на том отношения их и закончились…

Это - муж Светы. Попал Данила ему в ногу. Ходить он точно, больше не сможет...
Это - муж Светы. Попал Данила ему в ногу. Ходить он точно, больше не сможет...

И вот этот момент я хотел бы разобрать более подробно… Итак, Данила даже не раздумывает, прежде чем спустить курок. Это – охотничье ружьё. За калибр я не скажу, но не меньше 16-го, что тоже… нехорошо. А потом Данила переснарядил патроны гвоздями. Ну, точнее, конечно, обрезками гвоздей. Как правило, после такого, человек запросто может остаться инвалидом. И – самое страшное в этой сцене – Данила даже не думает, стрелять, или нет. Даже не медлит, даже не пытается решить проблему без стрельбы, а сразу стреляет. В безоружного человека. Напомню, что у мужа точно, ружья не было. Да и другого оружия не был. А Данила – сразу, из ружья… Нет, понятно, что он был на войне, а там надо стрелять, чтобы не убили тебя, это логично. Но – то война, и там, как правило, тоже стреляют. А тут – просто «семейная сцена». Данила мог «вырубить» мужика приёмом, мог просто «набить морду», мог спустить с лестницы. Мол просто сдать милиции – мол, он на него напал. Но – предпочёл выстрелить, сделать инвалидом. О чём это говорит? О том, что для Данилы, каким бы он хорошим парнем ни был, человеческая жизнь просто ничего не стоит…

У этого парня, оружия точно не было...
У этого парня, оружия точно не было...

И, кстати, то же самое, можно видеть и во втором фильме. Помните, его проход по «конторе» американца? Когда он просто «валил» всех подряд? Что-то подсказывает мне, что там не все были вооружены, и не все были бандитами. А Данила их просто расстреливал, как в тире. Тоже – для него их жизни ничего не стоят. И, хотя у меня и нет соответствующей квалификации, я вполне себе могу предположить, что у Данилы, в самом деле, есть отклонения в психике. Да, он хороший парень, добрый и отзывчивый. Он всегда готов помочь тем, кого считает своим. Но вот то, как он это делает…

И нет, я не буду ругать этих фильмов. Как я писал, они вполне себе заслуженно стали культовыми и «пошли в народ». Данила стал таким «народным героем» не просто так. Помнится, я читал несколько лет назад о том, что «какое было время, такие были и герои». Да, в какой-то степени я согласен с этими словами. Не самое хорошее на тот момент быть время. Человеческая жизнь на тот момент просто ничего не стоила. Помните, как на тот момент говорили разного рода… «персонажи» о том, что «не вписались в рынок», о том, что «несмотря на стрельбу на улицах, несмотря на насилие и беспредел, жить стало лучше, чем при СССР!». Так что, в том, что появился такой вот «народный киногерой», как Данила Багров – на самом деле, нет ничего удивительного…