С 27 мая по 9 июня 2024 года ставки упали в среднем на 21-26%
Ставки фрахта нефтяных танкеров типа Aframax дедвейтом от 80 000 до 120 000 тонн в российских портах упали на 21-26% на фоне решения стран ОПЕК+ продлить сокращение добычи нефти, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ) «Перевозки нефти. Ставки фрахта».
История вопроса:
За период с 27 мая по 9 июня фрахт танкеров из Новороссийска в порты Восточной Индии снизился на 20% (до $7,7 за баррель), в Турцию – на 18,5% (до $3/баррель). Ставки фрахта из портов Балтийского моря в Северный Китай подешевели на 8,5% (до $11,9/баррель).
По наиболее популярному маршруту поставок нефти Urals – из портов на Балтике в Западную Индию – ставка фрахта с 10 мая сократилась на 27% (до $8/баррель) и оказалась минимальной с 13 октября 2023 года.
Аналитики ЦЦИ связывают снижение стоимости фрахта в российских портах с дополнительным сокращением добычи нефти в России в рамках договоренностей ОПЕК+. Там прогнозируют, что стоимость фрахта танкеров начнет дорожать в конце сентября, когда будет пройден летний пик потребления светлых нефтепродуктов.
В обзоре отмечается, что снижение ставок фрахта в России происходит одновременно с мировым сокращением стоимости перевозок из-за обязательств Ирака перед ОПЕК+ сократить добычу. За неделю с 3 по 9 июня, к примеру, ставка фрахта танкера типа VLCC (дедвейтом 220 000 – 300 000 тонн) из портов Ближнего Востока в Китай снизилась на 7% в недельном выражении. Аналитики считают, что после увеличения добычи ОПЕК+ с октября стоимость фрахта начнет расти и, следовательно, дисконт на Urals по отношению к Brent снизится до $11-12/баррель.
Старший эксперт экономического департамента Института энергетики и финансов Михаил Журавлев отметил сезонность снижения ставок фрахта из-за ремонтных работ на НПЗ. Обычно ставки фрахта снижаются до конца июля – начала августа.
Инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов напомнил, что за последние два года ставки фрахта выросли до «аномально высоких уровней», но из-за совершенствования логистики могут к 2026 году вернуться к средним историческим уровням. Он подчеркнул, что на фоне «более эффективных подходов компаний к ценообразованию» дифференциал между ценами Brent и Urals может снижаться даже при росте ставок фрахта.
Напомним, аналогичный тренд со снижением ставок фрахта нефтяных танкеров отмечался и в 2023 году. Тогда падение прекратилось только в середине августа. LR