Немного вдогонку к первой серии, поскольку комментарий натолкнул на размышления, а что же именно меня так разочаровало в удачном покушении на детей Эйгона. И поразмыслив, я поняла, что не только общая глупость самого техзадания и его исполнение, включая полное отсутствие охраны и слуг, а еще и сама Хелейна. Ее поведение нелогично.
Нет, мы конечно помним, что она – дама не в себе, со странностями, но даже в поведении сумасшедших есть логика, своя, но логика. А тут я не понимаю, какая задача стояла перед актрисой. Что она должна была изобразить, в какую сторону должны крутиться шестеренки в мозгу сериальной Хелейны.
Давайте рассмотрим ситуацию в психологическом ключе. Вот на женщину в спальне ее детей нападают двое злоумышленников, и они – совершенно очевидно – и тебя могут грохнуть, и ребенка вообще-то пришли убивать.
Вопрос первый, - почему она даже не закричала, не завизжала, не стала звать на помощь? Ну это же самая очевидная реакция человека на испуг.
В момент нападения вероятны всего два варианта самой первой, спонтанной человеческой реакции на подобное – либо визг, либо ты в таком ужасе, что аж горло сдавило.
Вариант, что у человека включатся холодная оценка ситуации и какие-то выживальные навыки возможен, да, но все-таки он очень редок, да и Хелейна не боец альфовец в отставке, поэтому такое развитие событий учитывать не имеет смысла. Но вот звать на помощь было бы более чем естественно.
Для женщины, попавшей в беду. Для королевны в ее собственном дворце тем более!
Даже если никого больше рядом нет, потому что повторюсь, - это спонтанная иррациональная реакция. А тем паче, если эта женщина высокого ранга, принцесса, королевна, потому что она выросла королевной в окружении слуг и челяди. У нее даже не в привычках, а в подкорке должно отпечататься, что ей даже вставать не нужно, - руку протянет и в эту руку ей платочек, там, или еще что тут же вложат.
Так что, получается, что Хелейна настолько испугалась? Шок сдавил горло, члены онемели, полный ступор… Почему бы и нет, тоже нормальная в смысле естественности реакция была бы.
Только одно «но», - если человек находится в таком шоковом состоянии, то он не способен не только адекватно оценивать ситуацию, но и внятно выдавать информацию вовне. А Хелейна совершила один совершенно обдуманный и логичный поступок – попыталась подкупить убийц ожерельем. И потом отвечает на их главный вопрос. То есть она все же не в таком уж глубоком шоке.
Тогда почему она не действует как-то еще?
О чем я, - вот я часто не то чтобы ругаю, но берусь отстаивать, что Лили Поттер-Эванс никакая не героиня. Однако я обосновываю это именно тем, что Лили ведет себя как обычная испуганная женщина, и уж точно никогда я не отрицала, что Лили – любящая мать. Поэтому сравнение с ней Хелейны вполне поможет разобраться, почему эта сцена прежде всего плохо и нелогично прописана.
Итак, что я понимаю, под матерью героиней в подобной ситуации. Поскольку рациональные действия в духе тренированной Сары Коннор мы отбросили, я замечу, что шок, тем не менее, тоже штука непредсказуемая. Один человек замрет испуганным сусликом, второй – выпрыгнет в окно, а третий – взвоет и бросится рвать обидчика зубами.
Поэтому получаем несколько логичных вариантов развития сценария.
Вариант «Сара Коннор». Могла мать в рассматриваемой ситуации угрозы детям активно препятствовать злодеям? Еще как могла! Я сейчас не говорю, о том, что ее действия имели бы какой-то успех, я говорю о том, что женщина вполне могла:
- как минимум, кричать и звать на помощь
- кричать, "дети просыпайтесь и бегите". У этих убийц нет пистолета или автомата, могли и сбежать.
- бросится на кого-то из убийц и хотя бы отвлечь их. Да, может быть ценой своей жизни, но мать она или нет, в конце концов?
Вариант второй, «Лили Поттер». Она не настолько храбра и решительна, и тем не менее пытается действовать и спасти своего ребенка. «Пожалуйста, пожалуйста, прошу» и т.д. Это где-то наивно и очень беспомощно, но это тоже естественная и логичная реакция. И как же забыть сакраментальное «возьми меня вместо него».
И Хелейна в кадре уже шаг по этому пути сделала, - она попробовала предложить выкуп. Так не логично ли было сделать и второй, - начать умолять убийц. А то и предложить себя вместо ребенка.
Ведь что ей сказали? «Ожерелье не сын». Могла она ответить, что «зато я – королева, голова королевы ценнее/весомее/дороже головы ребенка»? Могла. Раз уж ты догадалась до одного, то продолжай дальше.
Ну раз уж ты соображаешь достаточно, то продолжай тянуть время, причитай, плачь, умоляй, проси хотя бы попрощаться с кровиночкой… Поражает, что Хелейну в кадре даже больше никто не держит и нож от горла убрали. А она стоит и на кроватку сына показала.
Потому что если уж у тебя совсем паника, и твой вариант «крыса» - то беги сама, дура! Двери-то открыты. Может быть, кстати, что убийцы отвлекутся на тебя. Что дети проснутся и сбегут. Так что беги и ори, ты нервная баба и изнеженная принцесса, тебе можно… Таки нет, только теперь Хелейна впадает в ступор и крутится по пустынным коридорам в поисках непонятно чего.
Но, как я уже говорила, если бы Хелейна с самого начала пребывала в ступоре, то вся сцена выглядела бы так: стоит бежняжка, и в состоянии только белыми губами шевелить, да глаза мечутся. Вот это было бы и трагичнее, и правдоподобнее, - что у нее Стражник спрашивает «ну, кто тут мальчик», а она только «ах», а глазами выдает нужную кроватку. Потому что она не в состоянии себя контролировать, сказали, что сына убьют, вот взгляд к нему и метнулся.
А в сериале эта сцена – ни в ***ду, ни в Красную Армию… Что это вообще было, не понятно.
Ну и для полного счастья, а давайте сравним сериальную версию с тем, что было в книге.
И как? Во-первых, дети уже в заложниках и возможности как-то убежать у них нет, ситуация безвыходная, в отличие от сериала. Во-вторых, книжная Хелейна, несмотря на проблемы с головой, ведет себя как настоящая мать, и именно тот страшный выбор, что ей пришлось сделать окончательно свел ее с ума. В-третьих, выбор у нее действительно был страшным, - один ребенок, любимый, родной, но либо он, либо все, да еще и маленькая дочка умрет так мучительно…
Вот зачем было это менять? Ну почему было хотя бы не оставить угрозу Крысолова изнасиловать Хелейну с дочкой и порешить их потом, вместо одного мальчика? Ну хоть что-то логичное бы нарисовалось, а!
Вместо этого – вялая идиотка и невнятная хрень на постном масле.