Найти тему
СВОЛО

Робею

Знаю, что мало кому интересен, но ведь есть куда падать. – Трудность во внутреннем требовании вводить нового читателя в курс моих необычнейших воззрений. А каждое из них сложное само по себе. И их так много, что и постоянный читатель может в них запутаться.

Вот у Шмита я позаимствовал превращаемость идеалов друг в друга по синусоиде. Всегда одного, в общем, и того же типа эти идеалы. Типов – грубо – 6. Называть можно было бы общепринятыми названиями стилей на одном периоде синусоиды, том, где «подымающийся» трек такой: внизу – Ранее Возрождение (1), на середине – Высокое (2), а вверху Позднее (3), через перевал, «спускающийся» трек – барокко (4) на середине. И по одному на инерционных, экстремистских вылетах сверхвверх – маньеризм (5), и субвниз – то, что Лосев назвал обратной стороной титанизма (6). (Искусствоведы замотали этот стиль – слишком он горький, сочли: пусть лучше широкий читатель про него не знает. Там рисовали схематически половые органы сами по себе. До крайности злые на весь Этот свет индивидуалисты.)

Так вот из этих 6-ти для советского исторического оптимизма годился только один тип – Высокого Возрождения. (И его как раз советские художники выражали меньше всего.) Так все остальные типы – это некое разочарование, глядя на него.

Я это к чему?

Я читаю диссертацию А.В. Попова на правах рукописи. И он, чтоб объяснить пейзаж Угарова, скажем, его вещь «Банька»,

Угаров. Банька. 1982.
Угаров. Банька. 1982.

выполненную цветовыми пятнами, просматривает почти всю русскую живопись конца XIX – начала XX веков с похожим признаком. Так я замечаю, что ни у одного художника, привлечённого Поповым, не было идеала типа Высокого Возрождения – гармонии низкого и высокого. – Перечислю их. Но только тех, которых сам разбирал уже и которые творили произведения неприкладного искусства, т.е., где «сказано» ЧТО-ТО, словами невыразимое, «от имени» подсознательного идеала (тот я стану означать числом, присвоенным выше).

Борисов-Мусатов (6), Коровин (1), А. Бенуа (6), Сомов (6), Остроумова-Лебедева (6), Грабарь (6), С. Жуковский (6), Петровичев (1), Левитан (6), Добужинский (6), Милиоти (5), Ларионов (6), Врубель(6), Бакст (6), Рылов (5).

Видите? Все как-то разочарованы относительно 2.

Так почему мне и Угарова в «Баньке» не притянуть к некому разочарованию? – Год – подходящий. Застой. Продовольственный кризис. Никакого коммунизма впереди не светит. Все обернулись к частной жизни. – Вот и тут. Банька, понимаешь, событие вот.

Или вот.

Угаров. Пригород. 1982.
Угаров. Пригород. 1982.

Парикмахер решил посыпать песком снег на приступке перед дверью в место его работы, пока нет клиента.

Или вот.

Угаров. Сумерки. 1964.
Угаров. Сумерки. 1964.

Правда, это год, когда Хрущёва прогнали, так он запустил с продовольствием. Хлеб была проблема купить, помню. – В общем, всегда в СССР было, чем разочароваться.

20 июня 2024 г.