Для начала определимся с понятиями.
Эмпатия - это способность человека сопереживать другому, то есть понимать, что в той или иной ситуации чувствует, переживает партнёр, умение сонастраиваться на определённые состояния вместе с ним.
Эмпатия похожа на сочувствие, но сочувствие - это способность чувствовать и переживать то же самое, что проживает партнёр, вместе с ним самим. Эмпатия же предполагает лишь представление и понимание чувств и состояний партнёра.
А что же проекция? Это предположение чувств, мыслей и поведения партнёра на основе своего собственного опыта. Например, мысль о том, что если я грущу по поводу данной ситуации, то и партнёру обязательно грустно, является проекцией. Ведь на самом деле партнёр может воспринимать и переживать ситуацию совсем иначе.
Как же тогда “включать” эмпатию?
“Включить”, т.е. предложить состояние партнёра можно и ориентируясь на собственные реакции, как в случае с проекцией. Но, и это ключевой момент, такие выводы нужно сразу ставить под сомнения и проверять.
Попробуйте определить, предполагаете ли вы иные ощущения, чувства и состояния, возникающие по поводу проживаемой ситуации, кроме тех, что уместны и очевидны с вашей точки зрения?
Например, во время сессии психолог настраивается на клиента, являя один из терапевтических и диагностических инструментов - эмпатическое слушание.
Но есть важный нюанс. На сессии мы должны тонко чувствовать переживания клиента, но при этом обязательно спросить его самого, чтобы уточнить свои предположения: “Что вы чувствуете по поводу данной ситуации?”
Или же, если клиенту сложно сформулировать, выразить словами свои переживания, то можно ему помочь вопросом: “Я правильно вас понимаю, что, рассказывая об этом, вы очень злитесь и чувствуете обиду?” Это даёт возможность человеку ощутить поддержку сочувствия и лучше понять самого себя.
Однако, есть риск, что на второй вариант вопроса собеседник ответит утвердительно не от того, что вы угадали, а от неумения самому определить свои чувства и сопутствующего этому желания пойти простым путём, согласившись с предложенным.
В работе с клиентами я помогаю им развить этот навык, предлагаю различные практики и упражнения.
Далее эффективным будет наблюдать за клиентом или за партнёром, за его невербальными проявлениями. Знание телесных проявлений различных состояний психики поможет отличить гнев от страха, грусть от уныния.
А зачем собственно всё это нужно?
Для одних, может, и не зачем. Но другим развитие эмпатии поможет улучшению отношений, эффективным коммуникациям и просто приятному общению.
Если публикация интересна, то не забудьте нажать "СПАСИБО" в конце текста👍 )
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru