Найти тему

Как древнеирландский клан распоряжался землёй

" Все животные равны, но некоторые равнее других". Дж. Оруэлл

Человек может обходиться без много. Не получится — без трёх вещей: воды, пищи и крыши над головой. Всё, что не существует в природе в естественном состоянии, придётся производить. Так было со времён неолита, и то, что Вы прочитаете дальше — чистой воды неолит, выплеснувшийся в железный век Ирландии и доживший в виде некоторых реликтов до XIX века.

Итак, сельская местность, в которой проживает клан, в студии. Ландшафт условно разделён на три зоны: землю поселений — клаханов (с ударением на последний слог), пашню и пустошь. В каждом клахане селились потомки одного прапарадеда, то есть достаточно близкая родня.

Плотной застройки в клахане не было, скорее это была система хуторов. В каждом хуторе — жилые дома, сараи с прочими службами и «ленивые грядки», которые набивали навозом, накопившимся за зиму. На грядках выращивали овощи.

Размер клахана зависел от количества пахотной земли на разумном расстоянии от дома: бессмысленно тратить половину светового дня на дорогу к своему полю. У каждой дэривине в клахане было жильё, пашня — не у всех.

Начнём с того, что вся пахотная земля Ирландии была разбита на отмежёванные и оцененные участки и всегда кому-то принадлежала. Большая часть — всему клану, и теоретически каждый член клана мог предъявить свои права на надел. Участки предоставляли по жребию.

Самый маленький клин пахотной земли, на который можно рассчитывать, имел ценность 7 куал и порядка 9 гектаров по площади. 7 куал бедной земли были больше по площади, чем равное по цене плодородное поле. Важно, чтобы урожай с каждого надела был достаточен для прокорма главы дэривине с женой, четырёх его женатых сыновей с жёнами и всех внуков от них, судьба остальных никого в клахане не беспокоила. Нельзя было взять 8 куал общинной земли или 10. Только 7, 14, 21. Всё, это предел. Все участки, которые в пользовании у конкретной семьи - дэривине, назывались ферраном. Ферран менялся в размерах при изменении достатка семьи и по наследству у обычных людей не передавался, наследовалось только право ферран получить. Были и наследственные землевладельцы, их ферраны по определению были в собственности семьи и размер ничем не регламентировался.

За красивые глаза и горячее желание трудиться на земле надел не предоставляли. Сначала нужно предъявить обществу съезженную упряжку из шести подъяремных волов, плуг и борону, а также привести четырёх мужчин, которые будут с этим управляться, помимо себя, любимого. Дэривине, у которых не было тягловых животных и обязательного инвентаря, землю никогда не получали, не достающих работников можно было привести со стороны — принять в дом зятя, например, или дальнего родственника, и это практиковали часто. Даже если дэривине совсем не соответствовала требованиям, выход находили всегда: главы семейств объединялись в колхоз и предъявляли волов и инвентарь как общий. Главой становился тот, кто внёс наибольший вклад, остальные колхозники — просто работниками. На некоторое время они составляли семью. Их взрослые дети искали средства к существованию в других хозяйствах. Родственные связи не разрывались.

Держатель самых маленьких участков назывался окири, то есть молодой хозяин, новичок. Если его дэривине наживала с годами, помимо плуга и прочего инвентаря, стадо в двенадцать дойных коров, возвела в усадьбе хозяйственные постройки, кроме того, купила долю в общей мельнице, глава семьи становился боире, то есть скотовладелец, и он мог претендовать уже на участок в 14 куал — вдвое больше.

Следующий уровень — мруигвер, то есть крепкий хозяин. Для его достижения семья становилась полностью самодостаточной в своих доходах, ни в чём не зависела от богатых членов клана, имела свою кузницу и уголь, что позволяло пригласить кузнеца, паёв в мельнице имела несколько (молола другим членам клана за плату). Мруигвер мог взять 21 куалу земли, и члены его дэривине были свободны от проклятья труда: за них работали наёмные работники. То, что мруигверы обеспечивают заработком бедных родственников, считалось очень похвальным делом и великой пользой для клана.

Немногие земледельцы достигали уровня, когда толком не знали, сколько же у них коров и овец, кроме кузницы имели собственную мельницу и становились местными буржуа. Их называли выскочками — фир фали и не очень любили за то, что они в быту не отличались от наследственных землевладельцев, брали в жёны их дочерей и пополняли свиту статусных персон и даже, страшно сказать, сдавали скот в аренду. Размер надела у них не увеличивался, но и они, и мруигверы могли себе позволить купить подросшему сыну всё необходимое и дать средства на обзаведение хозяйством, тогда новоявленный окири нанимал четырёх бедняков и стартовал в очень хороших условиях.

Землю предоставляли не навсегда, а на срок от года до трёх лет. По истечение срока жители клахана собирались, проводили инвентаризацию, обновляли личные данные и перераспределяли участки. Учитывали не только изменение материального положения, но и то, как хозяин обращался со своим полем. Если выносил камни на межу, пас коров на отаве (убранном поле), мог получить лучшую землю. Лентяю, наоборот, выделяли клин подальше и похуже. В остальном распределяли по жребию. Есть русский аналог названия этому действу - передел. Кто-то поднимался, кто-то — разорялся, кто-то так и прозябал в бедности. Всё, как в жизни.

Это уже совсем не родовая община, потому что имущественное расслоение абсолютно, и оно заслужило общественное одобрение. Это не соседская община в духе Царской России после отмены крепостного права: при распределении земли никого не волнует, сколько ты настрогал детей и какого пола, важно, чем и как ты её обрабатывать будешь, и чем ты можешь помочь бедным родственникам. Важно также, что подать платили от доли в пашне. Разбогатеть было интересно и выгодно, потому что у мруигвера благосостояние росло, и при этом поборы с него — не увеличивались. Тем не менее, это удавалось единицам, и основную массу податного населения составляли боире.

Была достаточно большая прослойка членов клана, которую считали священной, нэха (neimheadh). Они делились на самостоятельных — наследственных землевладельцев, которых называли фла, и зависимых, то есть продающих свой труд и знания заказчикам (друиды — жрецы, филиды — профессиональные поэты, и мастера благородных ремёсел, то есть металлурги, включавшие кузнецов, медников и ювелиров, каменщики и плотники). Фла жили исключительно с доходов от собственной земли и сдачи скота в аренду. Возникали коллизии, когда земли у фла было меньше, чем нужно для поддержания штанов, и он вынужден был запрашивать участок общинной. Зависимые нэха вообще предпочитали не рисковать и брали землю сразу. Естественно, нэха пашню получали на таких же условиях, что и обычные члены клана, разница в том, что подати они не платили и на ней лично не работали, нанимали кого-то.

А куда же делись пастбища с картины? Они были общими. Скромный окири, пустивший свою пару-тройку коров в общее стадо, и король, чьё стадо может быть и в полсотни коров, имели равное право пользоваться пустошами. Конечно, это не значило, что скотину гоняли, куда попало, но на холмах над клаханами все договаривались, где чья кошара, и где чьё стадо пасётся, иначе коровы могли покалечить друг друга, вместо того, чтобы траву жевать. Лес тоже был общий, и на порубку каждому, не взирая на статус, нужно было получить разрешение, а на сбор валежника — нет. Не нужно было получать разрешение на то, чтобы вырезать ясеневую жердь на древко копья либо для скорого ремонта дышла повозки. Звери в лесу считались ничьими.

Картина получилась слишком уж идиллической. По мере роста населения, количество наделов не росло, и народ земельным вопросом был сильно испорчен. Ирландцы выходили из положения очень просто: кланы постоянно воевали и захватывали землю. Внутри клана судебные тяжбы из-за запашки межи и потравы сенокосов и посевов редкостью не являлись. Случались и разборки между роднёй в третьем-четвёртом колене, тоже замешанные на лугах и пашнях, и доходило до нехорошего, приходилось и королю вмешиваться, и не всегда своевременно. Как говорится, горе побеждённому.

В данной картине нет чего-либо знакомого из школьного курса истории, но другая из сохранившихся письменных источников по древнему ирландскому гражданскому праву не вырисовывается.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Большое спасибо тем, кто подписался.

Ирландия
2429 интересуются