Найти тему
Торжество православия

Это вдвойне неприятно священникам, потому что нескладное пение их отвлекает от молитвы

Может ли петь на клиросе человек без образования, но с хорошим музыкальным слухом?

– Может, но вряд ли это будет профессиональный хор. Особенностью церковного пения как раз является мобильность в освоении репертуара, необходимого для совершения круга богослужений. Многое приходится петь «с листа», то есть по нотам, и у церковного хора зачастую не бывает возможности долго разучивать произведения.

Иеромонах Серафим (Роуз) говорил: «Наш дом - в небесах. Прошу вас, не забывайте: мы созданы для неба... Наша жизнь - всего лишь скитания по…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов иеромонаха, https://t.me/molitvaikona/11453 .

Можно сказать наверняка: на протяжении всей письменной истории до недавнего времени музыка не была самостоятельной формой искусства, а была связана с какой-то другой деятельностью: религиозными церемониями, военными и судебными функциями, драмой, танцами, ухаживанием, свадебными правами и даже работой. Слово «музыка» происходит от греческого mousike, искусства музы, которое в Древней Греции обозначало сочетание поэзии, актерского мастерства, танца и музыкальных звуков. Судя по всему, на протяжении большей части истории музыка была ассоциированным искусством, но в этом союзе она была важным ингредиентом для усиления или интенсификации деятельности.

-2

В конечном счете, музыка возникла не у человека; оно всегда было присуще природе. Поскольку человек является частью природы, то теории о его происхождении довольно бессмысленны. Достаточно сказать, что то, что мы называем музыкой, последовательным выражением тонких звуков в ритмических узорах, является частью человеческой природы, поскольку оно встречается в природе космоса в целом. Таким образом, его источник – в творческой мудрости Божией.

Святой Григорий Синайский, говоря о музыке в Церкви, сказал: «Псалмодия дана нам, чтобы мы могли подняться от чувственного к интеллектуальному и истинному». Он основан на материи — поскольку все звуки происходят из вибраций чего-то материального — однако эффект поднимается за пределы чувственного на более высокий план. А поскольку музыка всегда требует элемента времени, она по своей природе является событием. Это скорее динамичность, чем фиксированность, плавное движение, а не «натюрморт». Таким образом, больше, чем любое другое искусство, оно несет в себе возможность изменения, трансформации. Подлинно духовная музыка может подняться от чувственного до возвышенного. Лучше всего это, как обычно, выразил святитель Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу и не дает ей крылья, и не освобождает ее от земли, и освобождает от оков телесных, и не заставляет ее стремиться к мудрости и осмеивать все заботы житейские». как мелодия унисонных и ритмичных священных песен»2.

Таким образом, музыка по самой своей природе обладает силой возвышать и преобразовывать человеческое сердце. Наиболее естественно использовать песню, когда хочется освежить и «воссоздать» душу. И это воссоздание происходит наверняка и наиболее глубоко тогда, когда единственная цель пения — прославить Бога.

Очевидно, что вся музыка не имеет своей целью славу Божию и воссоздание человеческой души. Фактически, сегодня большая часть музыки безошибочно «светская» — музыка для развлечения, для танцев, для «фона» во время работы, вождения или шоппинга — для любого количества видов деятельности, не связанных с Богом. Существует даже большая (и прибыльная) часть современной музыки, которая сознательно направлена против Бога и стремится прославить самые низменные инстинкты и аппетиты человека.

-3

Грустно отмечать, что большая часть «музыки», создаваемой изо дня в день в наше время и до тошноты транслируемой по электронным средствам массовой информации, не прославляет Бога и не возвышает человека. Оно даже не преследует этих целей. Оно одновременно отражает и питает откровенно светскую и светскую культуру, в которой мы живем. Как человек, побежденный грехом и остающийся нераскаянным, не реализует свою собственную природу, так и светская музыка не реализует свою собственную природу. Возможно, поэтому правильнее было бы назвать это «антимузыкой».

Для тех, кто все еще принимает традиционное христианское откровение о природе человека и его роли царя и священника в творении, не может быть радости или удовлетворения в любом искусстве, которое игнорирует, отрицает или отделяется от Бога; музыка менее всего из-за ее естественной способности возвышать ум и сердце. Музыка может отражать гармонию небес; оно может дать нам на земле предвкушение великолепия Грядущего Века. Таким образом, священная музыка — это истинная музыка, отражающая глубочайшие истины Бога и человека: вселенная не создана сама собой и не самоподдерживающаяся, но создана Богом и наполнена Его Присутствием.

Иерей Владимир рассказывает: «Нет другого такого святого, исключая Деву Марию, к которому бы так часто обращались люди с молитвой. Святителя Николая знают все — и православные христиане, и неправославные, мусульмане и язычники. Все его почитают и любят, потому что…». Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение слов иерея, https://t.me/molitvaikona/11447 .

Христианская практика богослужения с самого начала включала священную музыку. На Вечере Господней, когда наш Господь Иисус установил Тайну Своих драгоценных Тела и Крови, Он и Его ученики спели гимн перед тем, как отправиться на Елеонскую гору (Матфея 26:30, Марка 14:26). А святой Павел, обращаясь к «верным святым» в Ефесе, советовал: «Исполняйтесь Духом, обращаясь друг ко другу в псалмах, славословиях и духовных песнопениях, поя и воспевая Господу от всего сердца вашего». (Ефесянам 5:18-19).

Ранние христиане просто продолжали иудейское наследие пения псалмов, постепенно добавляя новые гимны, которые были специфически христианскими по содержанию. Представление о том, что духовная музыка возникла только после эпохи ранних церковных гонений.

Пение
3339 интересуются