Найти тему

Первые товарные паровозы

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Первые четырехосные товарные паровозы типа 0-4-0, построенные в 1858 г. Александровским заводом, были первыми в Европе; они имели вес в порожнем состоянии 37 т, диаметр колес 1102 мм и нагрузку на ось в 10,5 т. Но ни эти паровозы, ни построенные в 1867 гг. такие же паровозы с диаметром колес 1 156 мм не стали предметом подражания в русском паровозостроении. Причиной этому было то, что поступившие на ту же Петербурго-Московскую ж. д. в 1868— 1870 гг. товарные четырехосные заграничные паровозы насыщенного пара обладали большими эксплуатационными преимуществами и имели большую мощность.

Поэтому при возникшей потребности в паровозах Петербурго- Московская ж. д., продолжая приобретать за границей четырехосные товарные паровозы, построила в 1870—1872 гг. на Александровском заводе 10 четырехосных товарных паровозов типа 0-4-0, скопировав их с имевшихся на дороге паровозов французского завода Кайль, имевших вес в порожнем состоянии 39,4 и в рабочем 45 т. Необходимо отметить, что еще в 1878 г. Александровский завод продолжал строить четырехосные паровозы по своему устарелому типу 1867 гг. Почему было отдано вновь предпочтение этому менее совершенному типу паровозов, остается невыясненным, хотя новые паровозы в то время, т. е. в 1878 г., дорога приобретала за границей.

В 1875 г. Коломенский завод построил для Московско-Рязанской ж. д. четырехосные товарные паровозы, почти одинаковые с паровозами, которые строились на Александровском заводе для Петербурго-Московской ж. д.. Эти паровозы распространения кроме как на четырех дорогах не получили, потому что имели нагрузку па движущую ось в 13,3 т, что превосходило считавшиеся допустимыми 12,5 т.

Необходимо отмстить, что эти паровозы для более легкого прохождения кривых R—500 м имели поперечный разбег задней спаренной оси в 20 мм. На этой же оси был установлен возвращающий прибор, состоящий из горизонтального балансира с двумя небольшими плоскими рессорами у букс. На прямом пути рессоры не работали, но при входе на кривую сжимались буксами, стремясь возвратить их в среднее положение. Этот прибор не получил распространения на паровозах русских железных дорог, и идея возвращения оси в среднее нормальное положение получила иное разрешение.

Для Козлово-Воронежско-Ростовской ж. д. Коломенский завод построил в 1876 г. по своему проекту четырехосные паровозы с диаметром колес 1362 мм, весом 43 т в порожнем состоянии и с кулисами Стефенсона. Такие же паровозы, но с диаметром колес 1240 мм, весом 41 т были построены с кулисами системы Гуча Коломенским заводом по собственным чертежам для Лозово-Севастопольской ж. д. в 1878 г.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Дальнейшего распространения эти паровозы пе получили, так как последующие четырехосные товарные паровозы с 1879 г. заводы должны были строить по типу «правительственного запаса».

Одновременно с первыми четырехосными паровозами Коломенского завода Мальцевский завод по своим проектам построил в 1878 г. четырехосные паровозы для Юго-Западных ж. д.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Они весили 43,6 т в порожнем состоянии, а давление оси доходило до 14,6 т. Этот паровоз имел некоторые отличительные черты новшества в паровозостроении, вскоре забытые, а потом восстановленные. Он имел впервые глухие втулки с кольцевыми неразрезными подшипни­ками на пальцах сцепных осей и поршневое дышло двутаврового сече­ния. Колосниковая решетка его площадью 2,07 м2 и длина труб между решетками 5 010 мм были больше, чем у других четырехосных паро­возов русских и заграничных того периода. Плоский потолок топки был укреплен в полукруглом кожухе сквозными болтами без анкерных балок. Задняя сцепная ось имела одну поперечную рессору, попереч­ный разбег букс и рессорный возвращающий прибор. Глубокая и удоб­ная будка для паровозной бригады была внутри обшита деревом. Емкость водяных баков тендера составляла 12,35 м3, ящик для угля вмещал 6,5 т. Рама тендера была однолистовая, а вес порожнего тендера составляет 11 т.

Прекрасные ходовые качества, хорошее парообразование, эконом­ное расходование топлива, простота ремонта и ухода за паровозом все же не обратили внимания русских железных дорог, и этот тип товарного четырехосного паровоза завода Мальцева особого распро­странения не получил; препятствием служило давление оси на рельсы в 14,6 т.

В 1877 г. Петербурго-Московская ж. д. приобрела за границей четырехосные товарные паровозы завода Кесслера, несколько отличавшиеся от приобретенных ранее как заграничных, так и строив­шихся на своем Александровском заводе.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Они весили в порожнем со­стоянии 37,6 т, имели диаметр колес 1 200 мм вместо колес с диаметром 1300 мм и цилиндров размером 484 х 650 мм, бывших у наиболее сильных паровозов, построенных Коломенским и Александровским заводами. Следовательно, сила тяги этих паровозов была заметно больше, чем у других паровозов, хотя вес в рабочем состоянии у первых был 42,8 т, а у последних — 46,8 т.

Коломенский завод в 1878 г. разработал чертежи для товарного четырехосного паровоза 0-4-0 нового типа, несколько более мощного, чем паровозы его предыдущей постройки. В основу был положен (по типу и размерам) паровоз завода Кесслера улучшенный в дета­лях в результате опыта русских дорог. Кулиса Гуча была заменена кулисой Аллана. После испытаний на казенных дорогах этот тип че­тырехосного паровоза Коломенского завода был признан целесообразным для постройки в последующем таких же товарных паровозов для всех русских казенных и частных железных дорог.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Этот новый тип товарного паровоза получил в 1875 г. наименование «правительственного запаса», цель которого имела оборонное зна­чение.

Этими паровозами предназначалось снабдить все казенные дороги, прилегающие к северо-западной границе, что и было выполнено. Кроме того, они заказывались не только для казенных дорог западной по­лосы, по и в значительном количестве были назначены на другие ка­зенные дороги (Екатерининскую, Закавказские, Пермскую, Самаро-Златоустовскую и др.). Приобретали их и частные дороги (Лозово-Севастопольская, Козлово-Воронежско-Ростовская, Курско-Харьковско-Азовская, Рязано-Уральская, Московско-Казанская). Таким обра­зом, этот тип товарного четырехосного паровоза, строившийся вслед за Коломенским также и Мальцевским заводами, получил повсе­местное распространение.

Вес паровоза «правительственного запаса» в порожнем состоянии составлял 42 т, а в рабочем — 48 т, что признавалось особо ценным качеством паровоза.

Мало отличаясь от ранее построенных по основным размерам, тендер товарного паровоза «правительственного запаса» был выполнен но типу угольного тендера Невского завода. Он имел уве­личенный бак для воды до 11,4 м3 и угольный ящик на 7 т угля без наращенных бортов.

Невский завод использовал тип четырехосного паровоза завода Мальцева и создал свой тип паровоза. Такие паро­возы охотно приобретались многими казенными и частными дорогами. В своем паровозе Невский завод в погоне за снижением веса умень­шил площадь колосниковой решетки до 1,95 м2, что привело к умень­шению веса порожнего паровоза — менее 42,0 т. На сцепных колесах были поставлены спарники с клиньевыми головками, и весь движущий механизм был сделан по образцу, принятому Невским заводом для своих паровозов. Изменена была форма парового колпака, предохра­нительных клапанов, паровозной будки и поставлен горизонтальный регулятор. Тендер был сделан устаревшего «дровяного» типа с ем­костью баков для воды в 10,3 м3 и топливного ящика на 5,0 т. Так же. как и в паровозе, эти изменения делались в целях снижения веса тен­дера, который при тех же трех осях весил в порожнем состоянии 13 т, тогда как мальцевский весил 14,5 т. Тем не менее товарный четырех­осный паровоз Невского завода заслужил полное одобрение; он имел распространение па весьма многих казенных и частных железных до­рогах, а по предназначению и учету был приравнен к паровозам «правительственного запаса».

За время 1869—1890 гг. русскими паровозостроительными заводами было построено не менее 1146 четырехосных товарных паровозов, а включая казенный александровский, около 1260 паровозов. За этот же период из-за границы было ввезено 547 четырехосных товарных паровозов. К концу 80-х годов ввоз их прекратился.

Таким образом, до 1890 г. русские паровозостроительные заводы создали пять типов товарных четырехосных паровозов собственной конструкции, удовлетворявших всем предъявленным требованиям, весьма хороших по своим техническим и теплотехническим качествам. Кроме того, по требованию дорог было скопировано с заграничных четырехосных паровозов два почти одинаковых типа, хотя на русских дорогах работало не менее 15 различных типов заграничных четырех­осных товарных паровозов разных заводов. Боткинский завод четырех­осных товарных паровозов, работавших насыщенным паром, не строил.

Продолжение следует….

Поддержите канал- поставьте лайк.

Контрольные, курсовые и дипломные работы для студентов ж. д. учебных заведений

Библиотека студента-железнодорожника