Стоит задать один вопрос — а действительно, для чего психологу вести блог? — как сразу возникают другие.
Чтобы писать о своей работе — а будет ли это интересно читателям?
Чтобы писать о жизни — но не станет ли это выглядеть слишком откровенно, да и зачем вообще знать о психологе что-то личное?
Чтобы привлечь клиентов — но не проще ли зарегистрироваться на специализированном портале?
А можно, наверное, и вовсе без блога обойтись — главное очень захотеть, чтобы клиенты пришли, и они сами откуда-нибудь возьмутся. Вопросов много, ответов тоже немало. Семь.
Ответ первый. Чтобы его увидели, чтобы узнали, что он вообще существует
Ведение блога чрезвычайно полезно для SEO (поисковой оптимизации).
Набирая в поисковике, например, «как перестать ссориться с мужем», человек получает список статей от разных специалистов. Вас не будет в этом списке, если вы не ведёте блог
С уходом западных соцсетей люди всё чаще начали обращаться к поисковикам за нужной информацией.
И вот старые добрые сайты и платформы для блогов вроде Дзена снова возвращают утраченные позиции.
Сайт — это ваше представительство в сети. На нём у вас есть все возможности рассказать о себе и о своём деле, продавать продукты и услуги.
Но сайт не будет работать как задумано, если на него никто не заходит и на нём нет контента.
Каждый раз, когда вы добавляете запись в блог на своём сайте, — вы добавляете ещё одну страницу для поисковых систем. Платформы для блогов работают схожим образом.
Чем больше таких страниц с контентом — тем больше ключевых слов, по которым люди могут вас найти.
SEO — это, безусловно, долгосрочная стратегия, но шаг за шагом наполняя сайт контентом, вы повышаете свои шансы быть найденным в поисковиках.
Яндекс или Гугл будут показывать ваш сайт (или аккаунт на Дзене) в результатах поиска только если он регулярно пополняется актуальной информацией.
Почему?
Подумайте сами. Каким сайтам вы больше доверяете, когда ищете ответы на какие-то вопросы — тем, на которых можно найти много актуальной информации и по которым видно, что над ними работают, или тем, на которых много лет не было обновлений? Яндекс тоже так считает.
Ответ второй. Чтобы сфокусироваться и глубоко разобраться в теме
Ведение блога помогает лучше понять свои интересы и побуждает постоянно узнавать что-то новое
Когда больше 10 лет назад я решила помогать психологам развивать частную практику, первое, что я сделала, — это написала статью об актуальных на тот момент способах продвижения.
Для этого мне пришлось провести серию интервью с успешными специалистами и разобраться, что действительно работает для терапевтов, а что — наносное.
Писательство может многому вас научить.
Чтобы написать статью, нужно погрузиться в тему. С каждой новой статьёй ваш багаж знаний будет расти.
Вы начнёте уверенней чувствовать себя в разговоре с клиентами о проблемах, с которыми они сталкиваются.
Кроме того, в процессе ведения блога вы можете обнаружить, что есть темы, которыми вы увлечены не так сильно, как казалось, а есть — наоборот, любимые.
Например, вам трудно писать о тревоге, но когда вы начинаете говорить об отношениях — слова льются рекой.
Вы можете усмотреть в этом знак, решить, что хороши в этой теме, и начать фокусироваться на ней в блоге и работе.
Вы будете глубже изучать эту тему и постепенно станете в ней экспертом, к которому будут обращаться клиенты.
Ответ третий. Для того же, для чего он работает. Чтобы помочь
И ближе познакомить с собой читателя
В блогах психологи рассказывают о своём подходе, описывают клиентские случаи (конечно, с согласия клиента, после проверки на экологичность и с изменением деталей).
Рассказывают о выводах, к которым пришли. Говорят о том, как бывает трудно осознавать свою жизнь, понимать и узнавать себя и двигаться по пути индивидуации, и что здесь может поддержать.
Когда мы пишем о своей работе, о важности помощи, о силе, которая нужна, чтобы решиться на перемены — мы помогаем людям лучше узнать нас, и даём им надежду.
Когда мы пишем на важные человеческие темы — просто «о жизни», осмысляя её и чувствуя, находя свой собственный путь — мы тоже помогаем.
Помогаем ещё до (а иногда и вместо) терапии, потому что верно подобранные слова могут изменить очень многое.
Когда-то Парацельс, знаменитый врач, сказал: «Therapia est in herbis, in verbis, in lapidibus» («Существо лечения — в травах, в слове, в камне»).
Много веков прошло со времен Парацельса, и сейчас к тому самому «in verbis» можно отнести и блог психолога.
Читая такие статьи, потенциальные клиенты будут чувствовать благодарность за вашу заботу и щедрость.
Увидят, что вы увлечены своей работой и хорошо в ней разбираетесь. И начнут вам доверять.
Лично я скорее обращусь за помощью к эксперту, чьи статьи мне помогают и чьи мысли откликаются, чем к тому, о ком можно узнать только формальную информацию. А вы?
Ответ четвёртый. Чтобы заявить себя в качестве эксперта
Блоги изучают не только клиенты, но и коллеги, представители СМИ, организаторы мероприятий, и сотрудники учебных заведений. Им нужны новые авторы, лекторы и интересные спикеры
На собеседованиях перед обучением какому-либо психотерапевтическому методу часто спрашивают — а почему вы выбрали именно этот метод, откуда о нем узнали?
Обычно в ответ звучит история о коллеге, друге или преподавателе, который настолько захватывающе об этом рассказывал, что увлек всех, кто его слушал.
Но психолога, которому есть что рассказать о своей любимой работе, можно не только слушать, но и читать.
Многие начинающие специалисты думают о том, какой метод выбрать — и ваша информация может оказаться полезной.
Человек, который по-настоящему увлечен тем, что он делает, и с удовольствием пишет об этом, может передать свою увлеченность другим — а потом они пойдут на семинары и кому-нибудь расскажут:
«Я очень мало знал о психологии, разве что читал пару не очень интересных текстов. Но однажды мне попался блог одного психолога, которому я теперь настолько благодарен, что не передать».
А ещё блогинг поможет вам стать заметным для СМИ и партнёров.
Через год регулярного ведения блога со мной связался организатор крупной конференции и пригласил выступить на тему одной из моих статей.
Это выступление привело первых участников моей платной программы.
Позже мне написал главный редактор журнала для психологов. Так я поняла, что теперь всё серьёзно, что я стала ассоциироваться с темой маркетинга для психологов.
СМИ и организаторы мероприятий постоянно ищут новых экспертов.
Редактор, пишущий статью, конечно, пригласит в качестве эксперта знаменитого психолога. Но с той же долей вероятности пригласит и психолога не столь известного, написавшего по той же тематике несколько умных и внятных статей.
То же касается и организаторов мероприятий.
Ответ пятый. Чтобы понять, что сейчас интересует людей, о чём они хотят читать, каким языком с ними лучше говорить
Конечно, нет смысла превращаться в транслятора прописных истин или менять мягкий тон на приказной, но не помешает посмотреть, что привлекает людей в постах популярных авторов и подобрать для своих текстов яркие образы и нескучные слова
Рано или поздно ведение блога побуждает нас изучать другие блоги и комментарии под постами известных коллег.
На заре Рунета много шутили о том, как бы могли вести свои блоги классики мировой литературы.
На заре Рунета много шутили о том, как бы могли вести свои блоги классики мировой литературы.
Существовал скриншот якобы блога Льва Толстого — тексты были взяты из реальных дневников писателя.
Под философским рассуждением о судьбах мира был один жалкий комментарий.
Зато заметка о том, что нижняя губа у порядочных женщин и женщин, склонных к свободному поведению, устроена по-разному, собрала невероятное количество комментариев.
Это смешно, потому что сейчас всё именно так бы и было.
Но для психологов это не очень смешно, потому что они обычно стараются сеять разумное, доброе и вечное, а популярными становятся уверенные рекомендации: «Не купил шубу — не твой мужчина!» и романтические рассказы о любви и расставаниях.
Этими текстами можно возмущаться, можно завидовать — вон у них сколько прочтений! — а можно изучать.
И не сколько сами тексты, хотя и они много что могут сказать о настроении и состоянии людей, но комментарии под ними.
Именно там, в историях, начинающихся со слов: «узнала себя», «у меня всё точно так же», «прочесть бы всё это раньше», находится истинная боль и вопросы, на которые люди продолжают искать ответы.
Ответ шестой. Чтобы осознанно проживать каждый свой день и не терять важного
Человек меняет блог, а блог меняет человека. И психолога тоже. Когда ведёшь блог, начинаешь чаще задумываться, что вообще происходит в твоей жизни? Что ты делаешь, о чем думаешь, и пригодится ли это для статьи?
Это может показаться глупым — взрослому, занятому человеку постоянно думать о том, чего бы этакого написать и где взять это этакое.
Но если прожить в состоянии поиска и наблюдения за собой и миром хотя бы несколько дней, — жизнь начинает открываться другой стороной.
Начинаешь замечать интересные сценки и слышать смешные и умные разговоры. Видеть необычные рисунки и надписи. Четче формулировать мысли — потому что представляешь, как они будут выглядеть на мониторе.
Становишься внимательным и осознанным, ищешь интересное в прочитанном и услышанном.
Ответ седьмой. Чтобы понять, что жизнь взаправду хороша. Она интересная, необычная, странная.
Она подсказывает ответы на твои вопросы. И о ней стоит рассказывать.
_______________
Надеюсь, эта статья вдохновит вас на то, чтобы разбудить своего «внутреннего писателя».
А если вам сложно начать вести блог и заниматься продвижением своих услуг в одиночку — присоединяйтесь к Клубу Частных Практиков.
В новом курсе «Ведение блога и простая система контента для терапевтов» внутри Клуба мы сфокусируемся на том, как вести блог, который будет продвигать вашу практику.
Так, чтобы это был не контент ради контента, а контент, который привлекает аудиторию, выстраивает доверие и помогает продвигать консультации и цифровые продукты. И получать удовольствие от писательства, конечно)