Завершилась серия полётов по проверке обновленного программного обеспечения системы FADEC на опытном самолёте МС-21 с бортовым номером 73051. Этот этап тестирования состоялся в Жуковском и направлен на оценку функционирования системы автоматического управления двигателями ПД-14.
С начала 2024 года борт 73051 уже совершил 18 полётов, в ходе которых специалисты анализировали множество параметров, связанных с силовой установкой и работой противообледенительной системы. Наиболее важными моментами тестирования были автоматический заход на посадку, переход на второй круг и посадка в полностью автоматическом режиме, что демонстрирует высокую точность и эффективность обновленной версии ПО FADEC.
Это открывает новые перспективы для развития авиационных технологий и подтверждает, что авиационная отрасль движется вперед, стремясь к более безопасным и совершенным решениям в области автоматического управления двигателями.
В январе 2024 года было проведено семь полётов опытного самолёта с целью оценки параметров двигателей после установки в систему обновлённого программного обеспечения. Затем, в феврале, в условиях неблагоприятной погоды, когда образование наледи было очень вероятно, был осуществлен один полёт для проверки работы противообледенительной системы крыла МС-21, используя двигатели ПД-14. Таким образом, это был первый тест ПОС крыла при работе от данных двигателей.
Затем, в марте, самолёт совершил два полёта с целью определения высотно-скоростных характеристик двигателей ПД-14 с новым ПО системы FADEC. В первом полёте, который состоялся 12 марта, самолёт находился в воздухе в течение 5 часов 16 минут на высотах от 9750 до 12200 метров, пролетая эшелоны FL350-FL400. Второй полёт, который состоялся 14 марта, включал тестирование ПО на высотах не более 3000 метров и продолжался 3 часа 16 минут.
Все эти полёты и тестирования были неотъемлемой частью процесса разработки и совершенствования самолёта МС-21. Они позволили своевременно выявить и исправить возможные недостатки в работе двигателей и системы противообледенения, обеспечивая безопасность и надёжность полётов.
Эти тесты продемонстрировали высокую эффективность обновлённого ПО и подтвердили соответствие самолёта самым жёстким требованиям авиационной отрасли. Благодаря этим полётам и тестам было сделано значительное количество улучшений и доработок, которые способствуют дальнейшему совершенствованию и развитию МС-21.
В мае борт 73051 поднимался в небо один раз, чтобы протестировать новое программное обеспечение комплексной системы управления и САУ в паре с ПД-14. Этот полетный эксперимент включал в себя функцию автоматической посадки до касания ВПП, что отвечает категории IIIА ИКАО.
Затем, в июне было проведено целых семь полетов, в которых команды испытателей ПАО «Яковлев» и ГосНИИ ГА завершили оценку работы связки КСУ-САУ с двигателем ПД-14, включая имитацию отказа двигателя. Были также осуществлены полеты на самолетах с бортовыми номерами 73054 и 73056. Согласно информации, полученной из источника на сайте «Авиация России» из ЛИИ им. Громова, в июне также проводился облет самолетов после продолжительного хранения.
Если же пристально изучить результаты обоих этапов полетных испытаний, можно увидеть, что эффективность и надежность связки КСУ-САУ с ПД-14 продемонстрировали высокий уровень. Разработчики и инженеры внесли ценные улучшения, учитывая имитацию отказов в процессе тестирования, что повышает перспективы применения данной технологии в будущих авиационных разработках.
На первый взгляд, полётные задания бортов 73054 и 73056 на самолётах МС-21-300 оставляют впечатление стандартного исполнения. Вот только обе машины задействованы не только для типовой полётной работы, но и для тестирования отдельных образцов отечественного оборудования. Две машины, 73054 и 73056, несут на себе большее количество задач, чем может показаться.
Кроме заданий, связанных с программой импортозамещения, в работу включены также доработки механизации крыла на версии МС-21-310рус. Это интересное обновление, которое требует специального подхода и внимания к деталям.
Важно отметить, что на борту 73054 отрабатываются элементы вычислительной системы, в то время как 73056 уже оснащён российским оборудованием в гидросистеме. Параллельное тестирование отечественных пультов управления радионавигацией на трёх самолётах добавляет новые аспекты к полётной работе.