"Русский сувенир" - американский миллионер советует:"Храните деньги в сберегательной кассе". ч.3

404 прочитали

Окончание. Предыдущая часть тут

Продолжаем рассказ о приключениях иностранцев в России.

Пока летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули. И приснился им апокалиптический сон на тему ядерной войны. Сидят Скотт и Пидапс на обломке какого-то корабля посреди океана и им является человек, превратившийся в результате деградации человечества в обезьяну по имени Моисей. Обезьяну изображает Любовь Орлова.

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.

И если уж рассуждать на тему какая такая ужасная старуха на момент съемок была Орлова, это Быстрицкая через много лет ужасалась ее тогдашнему физическому состоянию, то вот в такой форме Орлова была за 25 лет до "Русского сувенира" в фильме "Цирк". Почувствуйте разницу. Или ее нет?

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-2

Насчет возраста Орловой имеются вопросы. Официально годом рождения указан 1902 г. То есть обезьянку она танцует в 58 лет. Но вот Фаина Раневская утверждала, что Любочка свой год рождения переместила на 10 лет, что называется, вправо, и настоящий ее год рождения 1892.

Вот сравните в этом фильме ее и пухленькую Быстрицкую, которая, если считать по Раневской на 36 лет моложе Любовь Петровны. На наш взгляд, никакого ужаса, в отличие от мнения Быстрицкой, в игре Орловой нет.

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-3

Вернемся к интуристам. В Москве их поселяют в роскошные апартаменты гостиницы "Украина". Сталинский Большой Стиль на экране в полный рост. Неоклассицизм и ампир. Никаких "хрущевок". Может, Никита Сергеевич обиделся, что в фильме интуристам не показывают достижения советского массового жилищного строительства?

Интуристов везут на прием в Кремль. На свежем воздухе в Кремле расставлены столы с закуской. Знатные люди страны сладко пьют и вкусно едят.

Мистер Скотт отвечает на вопросы западных журналистов. Какое впечатление на американского миллионера произвел Советский Союз после всех сибирских приключений? Блондиночка, что справа - актриса Джемма Фирсова, будущий кинорежиссер-документалист и лауреат Ленинской премии, как один из авторов документальной эпопеи "Великая Отечественная".

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-4
- В России все не так как у нас. Вернее, все не как у нас.

Глубина мысли поражает. А дальше- больше. Просто шедевр. На вопрос какой же вывод он делает на будущее, Скотт достает сберкнижку, куда положил 10000 рублей выигранных по облигации, что он выиграл в карты у советских цыган

- Храните деньги в сберегательной кассе. Здесь революция уже была. Я спокоен за эти деньги.

Это что же, Гайдай сплагиатил реплику для Жоржа Милославского, когда тот обворовал Антона Семеновича Шпака?

Тут же на кремлевском приеме в вечернем платье и Россия-матушка. Выясняется, что работает она инженером, который зажигает кремлевские звезды. Скотт и Гоми в растерянности. Если у русских ТАКИЕ инженеры, то какие у них министры?

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-5

Но тут надо смотреть шире. Варвара - инженер, а может инженер человеческих душ? Инженер человеческих душ, который зажигает кремлевские звезды и следит, чтобы они не гасли. Один из главных людей в этой стране. Одним словом - Россия-матушка.

И Россия-матушка уже напрямую обращается к Западу, ихним президентам и министрам иностранных дел - прекращайте думать о войне, думайте о любви. И в мире все будет в порядке. Вот такая она Россия - красивая, умная, веселая, хлебосольная. Но когда надо врежет с разворота в ухо шантажисту Адамсу, так что он с копыт долой и завопит: "Пощади, матушка!".

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-6

А в самом финале американский миллионер Скотт, уже по уши влюбленный в Россию - матушку, просит у нее прощения за то, что они были такие глупые и не воспринимали ее всерьез. Всего-то и надо было просто побродить по сибирской тайге, чтобы понять, что такое СССР.

Окончание. Предыдущая часть тут  Продолжаем  рассказ о приключениях иностранцев в России.  Пока  летели в Москву из Новосибирска Скотт и Пидапс заснули.-7

Шикарная "агитка" для западного зрителя и веселая комедия для советского. Стереотипному западному зрителю покажут, что стоят его стереотипы о России, а советский зритель убедится в правильности своих стереотипов о Западе - глупом, меркантильном, но не таком еще безнадежном.

Фильм вышел на экраны в июне 1960 г. И сразу же вызвал неудовольствие властей. У кого конкретно? Сказать не можем, но вполне очевидно у того самого главного зрителя, который подверг жесточайшей критике примерно в это же время и "Кубанских казаков". Нереалистично, слишком красиво и весело, лакировка действительности. Все в утеху Сталину снято. А в реальности советский народ жил трудно и тяжко. Не доедал, не досыпал, изнемогал под сталинским гнетом.

Вот почти в тех же выражениях ударили фельетоном и по "Русскому сувениру". "Крокодил" вонзил свои вилы в фильм

Могучими средствами юмора, сатиры, буффонады, клоунады и мелодрамы фильм рассказывает нам о необычайном турне группы иностранные туристов. Путешествие началось не совсем удачно: самолет попал в шторм, едва не разбился и в конце концов кое-как сел на «пятачке». Это событие, без сомнения, дало туристам хорошую зарядку перед последующей серией трагикомических испытаний, которые уготовила им судьба.
Поодиночке или все вместе туристы на протяжении фильма тонут и всплывают, падают с горных круч и покоряют таковые, путешествуют на плотах и в ковше шагающего экскаватора, укрываются звериными шкурами и даже время от времени садятся друг на друга верхом. Их моют дожди, осыпает их пыль. Самосвалы сбрасывают их из кузова на полном ходу, когда они бодрствуют, и медведи, недвусмысленно облизываясь, вылезают из-под их кроватей, когда они спят.
Железная рука режиссера неумолимо толкает их то в парилку сибирской бани, то на ракетную площадку, то в механизм часов Спасской башни.
Всем этим, однако, далеко не исчерпывается смешное в «Русском сувенире».
Очень смешно, например, смотреть, как прожженный бизнесмен Эдлай Скотт, оказавшись на плоту, плывущем по бурной сибирской реке, ловко выигрывает в карты у цыган облигацию «золотого» займа, а затем великодушно жертвует ее гиду — Варваре Комаровой (она же «мисс Барбара»). И как потом на эту облигацию падает крупный выигрыш.
Ну-с, что бы там еще прихватить для смеха? Может быть, разоблачить телепатию?
Продемонстрировать изящные голые ножки? Устроить самодеятельный концерт в бывшей тюрьме? Пусть зритель позабавится...
И зритель действительно смеется. Он смеется над самим собой. Ему смешно вспомнить, как он стоял в очереди за билетом.
И еще он смеется над самым главным — над внезапным прозрением героев фильма «под занавес». Герои подошли к финалу усталые, но довольные. Путешествие очистило и возвысило их. Они стали вполне порядочными людьми.
Итальянская графиня Пандора Монтези отвергла своего жестокого любовника доктора Адамса и во время прогулки по Кремлю между делом сочетается узами Гименея с французским певцом Жераром. Американец Гомер Джонс, безнадежно влюбленный в «мисс Барбару», решил написать правдивую книгу о нашей стране.
Джон Пиблс, магистр теологии из Кембриджа, смирился с безбожным коммунизмом. И даже холодно-расчетливый Эдлай Скотт дал понять, что после всех пережитых потрясений он не в состоянии сказать о Стране Советов худого слова.
Все это, разумеется, очень приятно. Но не очень понятно. Остается тайной, каким же все-таки образом успели интуристы найти время для настоящего знакомства с социализмом, если все оно было до отказа заполнено свиданиями с медведями и возлюбленными, молниеносными переездами и головокружительными перелетами. А если и мелькали где-то на поворотах сибирские новостройки и московские проспекты, то именно мелькали. И только на поворотах.
Но вот тут-то упрямый критик-правдолюб и слышит:
— Па-азвольте, уважаемый! Не понимаете вы, что ли, нашей специфики?
Правильная реплика. Так его, критика! Ибо, как это видно из «Русского сувенира», в кинокомедиях иногда (порою, в отдельных случаях) дозволяются такие несуразности, которые просто уму непостижимы.
Это и есть специфика. А всякая там правдивость, достоверность и просто логика — это, стало быть, не специфика. Поэтому о них и речи никакой не может быть.

То есть эта абсурдистская, сюрреалистическая, сатирическая комедия должна сниматься по законам социальной драмы? По такой логике можно и до... ся до фонарного столба - почему он не пальма?

Команда сверху дана и вот уже подключаются коллеги-комедиографы. Сценарист Клементий Минц, о котором мы писали вот тут,

который через год с цитатами из Ленина, Гоголя, ссылками на Рабле, Шекспира будет грудью защищать такую же сюрреалистическую комедию Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" от критических замечаний. В солидном журнале "Искусство кино" № 10 за 1960 г. Минц написал критическую статью о "Русском сувенире". Вначале даже немного похвалил режиссера

Итак, о комедии нужен серьезный, деловой разговор. Гр. Александров взялся за создание картины, действие которой происходит на переднем крае нашей семилетки.
Мало того, он взялся за создание кинокомедии, самого дефицитного и сложного жанра в нашей кинематографии. Заслуживает одобрения и то обстоятельство, что Гр. Александров решил сделать комедию не «у Черного моря», а в Сибири, в тайге, не в доме отдыха, а на стройке.
От многих наших комедийных фильмов «Русский сувенир» отличается по своему идейно-художественному замыслу. Автора нельзя упрекнуть в том, что он задался целью снять какой-то пустячок, изложить какую-то незначительную историю или мелкий анекдот. Нет, он решил средствами художественной кинопублицистики, приемами памфлета поднять тему, которая важна и актуальна. Он поставил своей задачей разоблачить миф о «железном занавесе» России, показать, что представляет собой Россия сегодня, каков истинный русский, советский характер.
Попытка комедиографа обратить свое внимание на важнейшие вопросы современности заслуживает поддержки. Пора уже нашу комедию вытащить из тематических задворок на передний край общественной мысли.

Но ведь задача поставлена раскритиковать фильм и приходится Минцу чесать репу, и получается не очень, пока только общие фразы

Однако интерес художника ко всему новому, что происходит в нашей действительности, — штурм Ангары, пуск космической ракеты, превращение бывшей тюрьмы в гостиницу для туристов и т.д. и т.п. — оборачивается во вред картине, ибо боязнь упустить что-либо превращает единое полотно нашей жизни в некую «выставку». «Выставочная задача» настолько овладела автором-режиссером, что в фильме оказался перебор фактов, оказались нарушены художественные пропорции, и картина начинает утомлять, а где-то и раздражать.
Жизнь наша настолько богата, настолько насыщена событиями, что вовремя сообщить о них могут только газета, радио и кинохроника. Художественная кинематография должна догонять жизнь не фотографической фиксацией, а более глубокими средствами искусства.

А вот и главная претензия - Александров не дает ссылок на цитаты героев. Не , ну это, конечно. же ни в какие ворота - цитата. а ссылки нет. Титрами надо было пустить на экране.

Герои «Русского сувенира» — люди начитанные, образованные. Они ведут спор, широко используя культурное наследство, ссылаясь на «Капитал» Карла Маркса, «Гайавату» Лонгфелло и т.д. Но почему-то не всегда персонажи называют первоисточники. Так. например, журналист Гомер Джонс, говоря, что «мозг — это машинка, при помощи которой мы думаем, что мы думаем», не сослался на то, что эти слова принадлежат Амброзу Бирсу и написаны им для «Словаря Сатаны», или же Варвара Комарова, вспоминая мысль Марка Твена: «Легче всего говорить правду. Не нужно ничего запоминать»,— так же нс упоминает великого американского юмориста.

И почему Александров не позвал автором сценария Минца!

Гр. Александров предпринял попытку сделать все самому — и написать комедию, и поставить ее. В таком жанре, как комедия, это очень трудно даже такому крупному мастеру, как Гр. Александров. Думается мне, что автору «Русского сувенира» только помогло бы сотрудничество с комедиографами. Ведь комедия — дело коллективное!
Мне, комедиографу, особенно горько переживать неудачу на фронте отечественной кинокомедии. Она тем более обидна, что курс был взят на передний край нашей семилетки, затронуты были важные проблемы. И поэтому хочется, чтобы в следующей работе Гр. Александрова были найдены верные средства для решения прекрасной задачи, поставленной перед собой художником

В одном можно согласиться с Минцем - в фильме очень недостает музыки постоянного соавтора Александрова по прежним фильмам Исаака Дунаевского. Но Александров и Дунаевский разошлись сразу же после "Весны", а в 1955 г. Дунаевский умер.

Ну, вот такая рецензия. Даже если фильм и шедевр, но раз дана команда топить, то будем топить в меру умственных способностей.

Жесткая реакция на фильм вызвала недоумение у его авторов. Любовь Петровна так прямо и говорила:"Что-то тут не то." Тогда Сергей Владимирович Образцов написал статью в "Известия" в защиту фильма, ее подписали академик Капица, режиссер Завадский, кинорежиссер Юткевич, композитор Шостакович. Статья называлась "Осторожно: советский человек". Правда, в газете при публикации название изменили на "Ради красного словца".

Но одна статья не изменила ситуацию. На фильм уже наклеили ярлык - "устаревший", "страшная старуха Орлова играет молодую", "фильм снят методом "блуждающей маски" в павильоне" ( а это то чем помешало?),... и в принципе все. Как ни напрягались, больше ничего не придумали. А, есть еще - "агитка"! Теперь все.

И вот этот ярлык так и висит на этом замечательном фильме. И большинство откликов современных критиков и зрителей идут в варианте - "не видел, но фильм "устаревшая агитка" и "Орлова там безобразна".

А вот что говорят современные зрители, которые фильм посмотрели

Марк
Когда я впервые решил посмотреть этот фильм, я уже был достаточно "подготовлен" к этому - начитался советской критики, где фильм буквально размазывали по стенке (самым мягким выражением было "творческая катастрофа"). Поэтому собирался смотреть фильм с точки зрения "музейного хлама". Однако уже после сцены с медведем резко поменял своё мнение и до конца фильма сохранил приятное настроение... Конечно, для тех, кто в силу возраста или ещё каких причин не знает подоплёки отношений "Восток - Запад" эпохи 50-х годов, будет трудно по достоинству оценить этот фильм.

Михаил
Великолепная работа. Столкновение коммунизма, социального дарвинизма и христианства - такого я не видел больше нигде. Поднятая тема настолько широка, ее рассмотрение настолько многогранно, что критиковать фильм по игре актеров и по постановке света - значит считать, что айсберг - это то, что над водой, а линия горизонта - это край земли. Будучи шедевром искусства, фильм дает каждому увидеть свое. Готов пересмотреть картину еще и еще раз.
Сила картины еще и в том, что в ней нет однозначности - удивительно, как партия пропустила фильм на широкий экран в этой редакции.

Эльза
Да это же стёб какой-то! Цыгане, сплавляющие лес в Сибири. "Этот костюм (ватные штаны и куртка) - пропуск в социализм". "От того, кто не знает, что такое доллар, можно ожидать чего угодно". Французский певец-Гафт, словно сошедший с советского агитплаката того времени. И т.д. и т.п... Отличный фильм!

джулия
О существовании "Русского сувенира" узнала ...день назад. Просмотрела главным образом из-за наездов рецензентов на молодящуюся Орлову. И что обнаружила: Фильм опередил свое время лет на 50! Сегодня он смотрится как изумительная пародия, а по стилю напоминает гибрид французских комедий с Ришаром и где-тоитальянцев в Росси.
Орлова бесподобна, ей смело можно было давать макропланы, как и Быстрицкой.. Да, она пластмассовая, голливудская, ненастоящая, но до чего же хороша в этой своей "искусственности"! Замечательная режиссура, оличная работа художников и операторов. Некоторые спецэффекты просто поразительны, если вспомнить, что тогда не было компьютерной анимации. ну и что, что ненатуральные павильонные декорации? Дак ведь комедия! а если вспомнить диалог Орловой с иностранцев насчет санаториев или казино на берегах озера- так это же стопроцентно фьючерсная вещь. Все угадали, все предвидели. Свежее кино!

С
Это произведение достойно уважения, а с моей стороны и поклонения. И всё это, из-за одной только женщины, жительницы нашей удивительной планеты: самой необыкновенной и самой обаятельной актрисы нашего кино - Любови Орловой. Если раньше, я просто восхищался её красотой и мастерством, то после этой киноленты, мне хочется называть великую актрису - Королева!..

Географ
Интереснее всего в этом фильме смотреть на Любовь Орлову. В год выхода фильма ей исполнилось 58 лет. Полагаю, такого внешнего эффекта от своей внешности "голливудки" не достигнут даже с помощью силиконовых протезов. А ведь ещё остаётся обаяние и скромность, чего там никогда не имели из принципа! Стала она в этом фильме, кажется, строже и пронзительнее, её амплуа субретки мешало ей быть достоверной. Впрочем, фильм снят не под неё, она лишь связующее звено отдельных эпизодов и историй, не более того.
Картина эта - мастерски сделанная зарисовка в стиле эксцентрико-футуристической комедии советской эпохи. Действительно, в годы советской власти я его не видел. Но зря его не показывали часто. Глядишь, на денёк-другой задержалась бы дестройка.
С первых минут поражают имена актёров и удачные тексты, позволяющие отдохнуть от современных пошлости и банальности. Например:
"От человека, который не понимает доллар, можно ожидать всего" - в устах важного буржуина звучит тем не менее, вполне серьёзно. Или цитата из "Гайаваты", с упоминанием источника: "Не женись на чужеземке, не ищи жены по свету" - звучит современно, многие бы прислушались ныне, узнав, что исходит этакая мысль из Америки.

Найдутся люди, которые непременно скажут, что этот фильм - чистейшей воды пропаганда. А я скажу - да, решили сделать пропаганду, и сделали это талантливо, легко, привлекательно и весело. И получилась не пропаганда в скучном её аспекте, а привлекающее внимание явление. Сегодня фильм смотрится с гораздо большим интересом, чем это было тогда. Контраст больше, и эффект от просмотра тоже, соответственно.
Ещё цитата:
"Правда ничего не стоит, платят только за красивую мысль" - тогда бы не обратил внимания, принял за штамп. А сегодня?
Снят фильм в классической манере Александрова! 10 твёрдых баллов по шкалам Роквелла и Бринелля. За яркую модель общества, за которую только и стоит бороться. Фильм достоин вечного хранения на винчестере с целью раздачи подрастающему поколению.

Так что пересмотрите фильм.