Найти тему
Юлия Радченко

Что способствует изменениям в жизни

Все, что у нас есть - это результат наших решений и действий. Наше привычное поведение обусловлено эмоциями, которые мы испытываем. 

Если проще, то у нас есть определенная потребность, которая вызывает определенную эмоцию. Эмоция обучает нас определенному поведению (оно может быть продуктивным или контрпродуктивным). 

Таким образом функционирует наша нервная система: потребность - эмоция - обучение (поведение, навык, паттерн).

Реальная трансформация эмоциональных реакций, которые не очень приятно влияют на нашу жизнь, возможна исключительно при условии:

  1. Актуализации пережитого (то есть воспроизведение, понимание, принятие той реакции, поведения, которое нам свойственно)
  2. Получения нового опыта, противоречащего прежним выводам о необходимом в таких ситуациях поведении (я должен нападать на того, кто меня обижает - я могу договориться с тем, кто на меня нападает) или вообще о том, как устроен мир (все незнакомцы опасны для меня).

В основу таких суждений положены исследования, проведенные в 2005 году Lissa Galluccio, согласно которым стирание воспоминания происходит только тогда, когда актуализация воспоминания сопровождается новым опытом.

Переводя на простой язык, если мы привыкли что-то делать определенным образом, а чаще всего, это какая-то эмоциональная реакция (например, обижаться на кого-то или проявлять агрессию, злиться в определенной ситуации), то сам факт понимания этого не позволит нам от этого избавиться. Но это будет первый шаг. 

Следующим шагом - необходимо понять, как можно по-другому вести себя в той же ситуации (если не обижаться, то как еще повести себя).

Третий шаг - многократное повторение новой стратегии поведения в аналогичной ситуации.

Алгоритм изменения жизни прост:

  1. Выявление, понимание актуального опыта, который перестал быть для нас продуктивным (желаемым)
  2. Изменение эмоций, действий на желаемые
  3. Закрепление новых эмоций, действий путем многократного повторения

Все вроде просто, да не просто, потому что:

  1. Часто такое поведение настолько автоматично, что мы его даже не замечаем, а следовательно, 1-й шаг не можем пройти
  2. Мы не знаем чего хотим
  3. У нас нет мотивации делать какие-то новые, иногда не совсем эмоционально приятные действия регулярно. 

Есть хорошая новость! 

Психологи как раз этим и занимаются: 

  • помогают выявлять поведенческие модели, которые уже не работают (посмотреть правде в глаза бывает очень больно и безопаснее не замечать это вовсе) 
  • помогают находить желаемые стратегии поведения
  • способствуют получению нового эмоционального и поведенческого опыта 

В этом, вероятно, есть ответ на вопрос: почему, когда нам доступна любая информация об изменении жизни, но каждый из нас до сих пор не столь успешен и реализован на 100%, как хотелось бы?  

 

Для ознакомления, данные исследований:

  1. Updating reactivated memories in infancy: I. Passive- and active-exposure effects,© 2005 Wiley Periodicals, Inc. Dev Psychobiol 47: 1–17, 2005
  2. Updating reactivated memories in infancy: II. Time passage and repetition effects,© 2005 Wiley Periodicals, Inc. Dev Psychobiol 47: 18–30, 2005

(Обновление реактивированных воспоминаний в младенчестве: I. Эффекты пассивного и активного воздействий; II. Эффекты отложенного времени и повторений)