"Кучеряво живете!", - сказали независимо друг от друга несколько человек - мы побывали в гостях у нашего коллеги, а он человек с большой фантазией, ну и с ресурсами тоже. Попили чай, поговорили, повосхищались и разошлись.
А я подумал: какое отношение кучерявость имеет к уровню жизни? Что, на самом деле, имел в виду первый некто, кто сравнил красоту жилища с прической, и когда это выражение появилось?
Вспомнил песню, в которой "головушка-кудрява, а бородушка кучерява". Ее пел уральский коллектив "Ариэль" и девушки из "Русской песни". Песня как бы на три голоса. Собеседник девушки (может, и ее внутренний голос) задает вопросы: за что девица полюбила молодого человека. И та отвечает, что Ваня взял ее сердце в плен за неимоверную красоту: кудрявые волосы, борода в завитках, сапоги в подковках - "по горенке похаживает" и "сапог об сапог поколачивает", как пританцовывает.
Кто такая Параня и кого она иссушила?
В этой песне впервые в истории русской песни два слова - кудрявый и кучерявый стоят вместе. Почему, к примеру не "головушка кучерява", не "бородушка кудрява", - немножко в размер не входит? А когда русскую песню это останавливало? Добавить ой, ох, лёли и порядок! Что-то не так с этой песней...
Оказалось же, что песню записал (внимание!!!) в 1960 году в селе Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области хоровик, местный краевед, фольклорист Вячеслав Щуров. Поздновато для фольклора, нетронутого временем...
Однако, чего на свете не бывает. Первую берестяную грамоту тоже нашли в 1951 году, да и вообще про истоки России многое достоверно, без пыли принятой за основу мифологии, пока не известно, и нашим детям внукам еще предстоит сделать открытия.
Что же за село так бережно хранило песни? Оно основано особым типом крестьян — однодворцами, которые имели свою землю и своих наёмных работников, то были самовыкупившиеся "справные" крестьяне или крестьяне из служилых, получившие наградную землю. Это село основано в 1669 году однодворцами из Ельца, Старого Оскола и Орла и отставниками т.н. Белгородской черты, из чего следует, что у песни южно-российские казачьи истоки, на это указывает и южная форма имени Прасковьи - Параня, а порушкой называли ловких хозяек, у которых дело спорилось, все успевали сделать впору.
Так вот, Паранья отвечает на вопрос сердца или третьего лица, за что она полюбила Ваню. Девушка сама вся из себя такая ладная, такая видная, что в песне слышится и третий голос — как бы голос Вани. Он укоряет девицу, что она холодностью и неприступностью всю душу вывернула мехом наружу:
"Уж как ты мне, сударушка, высушила, Эх и без морозу и без ветру душу вызнобила.."
Я и сам родился на Урале, в Перми, и мы любили, конечно, "Ариэль", но вынужден признать, ничего лучше, чем эту песню исполняли сами белгородские селяне, не слышал.
До слез трогает, при том что из меня слезы еще попробуй выжать!
Вячеслав Михайлович Щуров – собиратель старых песен, исследователь фольклора, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории, член Союза композиторов России, - жил с 1937 по 2020 годы.
Песня взята отсюда - "Песни Белгородского Приосколья. Вып. I. Песни Усёрдской стороны".
Историю этой песни проследил исследователь Ростислав Кононенко в статье "МЕНЯЮЩАЯСЯ РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: КУЛЬТУРНАЯ БИОГРАФИЯ ОДНОЙ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ".
В ней он показал путь фольк-коллективов, которые начинали исключительно правильно - сохраняя вид, манеру народного пения, а потом все уходили в попсу. Не избежала трансформации и песня «Порушка-Параня», которая выпорхнула из деревенского гнезда подлинного, аутентичного фольклора, попала в поп-музыку и затем окончательно докатилась до коммерческих перепевок и использования в рекламе.
Ярким примером фольклорного движения был ансамбль «Театр народной музыки» под управлением Дмитрия Покровского. Участники ансамбля вели экспедиционную работу, учились у народных исполнителей, снимали фильмы участвовали в телепередачах, ездили по стране с гастролями. Эти инициативы популяризации аутентичного фольклора из сельской местности были подхвачены большим количеством энтузиастов, которые пытались противодействовать искажению традиционной культуры
"В 2000–2010-х гг. растет число фолк-поп, фолк-рока, фолк-джазовых музыкантов и коллективов (Сергей Старостин, Таисия Краснопевцева, «Тесто», «Отава-Ё», «Иван Купала», «Сказки», «Поверье» и т. д.), - пишет Кононенко, - а популярные формы фольклора стали средством национального ребрендинга". Знаменитая группа «Бурановские бабушки»" с песнями-переделками на фольклорный лад, скорее, аттракцион, чем русская песня.
Эта же участь ждала и "Порушку". В 1966 г. Щуров, который был впечатлен белгородским пением, привез группу певцов в Москву. Они выступили перед музыкантами и студентами консерватории Московской консерватории. Так как руководители народных хоров в региональных ДК учились у Щурова, то они ввели песню "Порушка" в репертуар своих музыкальных коллективов. Но вскоре, когда часть селян была приглашена в коллектив ансамбля Покровского, они утратили неповторимую манеру пения и стали подражать ровно тому псевдонародному пению, которое ранее не принимали. Город оказался сильнее....
Почему голова кудрявая, а борода кучерявая?
С Параней стало немного яснее, но с жизнью кучерявой всё также непонятно. С чего это вдруг простая жизнь пошла завитками и стала курчаво-каракулевой, - это хорошо и красиво?
Зовут меня Алексей Норкин, я строю индивидуальные дома на юге России - обо мне тут, кроме того люблю читать книги, задавать вопросы и искать на них ответы.
Сейчас мы вместе постараемся докопаться до истины - узнаем, почему жить кучеряво - это самое ТО, а также, почему жить кудряво - это совсем НЕ ТО.
Песня про горделивую Параню содержит два слова про завитушки - кучерявый и кудрявый. И нам совсем не понятно, когда песня возникла, так как записана только в 1960 г. Однако, если обратиться к письменным источникам и попытаться отследить, какое слово попало в фольклор и литературу раньше, то мы обнаружим "кудряву березу", "рябину кудрявую", " кудри добра молодца", и ничего кучерявого, кто цыганской песни из репертуара Петра Лещенко "Чубчик кучерявый", в ней упоминается суд присяжных, а так как Коллегия присяжных заседателей действовала в России с 1866 по 1917 год, можно сделать вывод, что песня могла появиться только после 1866 года.
До того в начале 19 века: у А. С. Пушкина в стихотворении «Усы»:
Глаза скосив на ус кудрявый,
Гусар с улыбкой величавой
На палец завитки мотал.
С какою детскою отрадой
У И. С. Никитина
Глядел я на кудрявый лес.
Весенней дышащий прохладой,
На свод сияющих небес.
В таком же значении слово кучерявый начинает появляться только с 60-х годов 19 в.
- Пизонский действительно выжидал появления совсем другого лица из семьи Деевых и невыразимо смутился, когда тихо скрипнули ворота заднего двора и на огород вышел высокий кучерявый парень в светлой розовой рубашке.
Н. С. Лесков, «Чающие движения воды», 1867
- Глазам Кули представилась черная африканская голова с кучерявою шерстью вместо волос. Негр лежал, широко раскрыв остолбеневшие глаза. Он тяжело дышал ускоренным смрадным дыханием и шевелил пурпурным языком между запекшимися губами.
Лесков Н. С., Некуда, 1864 г
- К селениям, которые лежат западнее Корсаковского поста, ведет веселая дорога у самого моря; направо глинистые крутизны и осыпи, кучерявые от зелени, а налево шумящее море.
Чехов А. П., Остров Сахалин, 1895
Толковые словари русского языка этого периода приводят слово "кучерявый" с пометой «областное» или «просторечное».
А может быть слово "кучерявый", когда оно из диалектных слов пришло в литературную речь, означало что-то иное?
- Нашел такой ответ. Член-корреспондент АН СССР О. Н. Трубачев считает, например, что слово "кудрявый", "кудри" родственны славянскому слову кудель , оно образовано при помощи приставки ку- от древнего корня дель. В современных русских говорах этим словом до сих пор называют скрученную пеньковую нить, нитку рыболовного невода. Это что-то волнистое, красиво закрученное.
- Слово "кучерявый" имеет в исходном виде такие формы как кущеря - заросли, пышая, буйная растительность, "кучери" и "кучера" - название буйной растительности на голове и лице - "кучеряшки", кучерявая бородка". В этимологическом словаре Фасмера слово кучерявый происходит от слова "кука" - гнуть (отсюда кукиш), то есть непрямой, завитой.
Поэтому волосы на голове у Ивана волнистые, красиво вьющиеся - "кудрявые", а борода густая, окладистая, в завитках - "кучерявая".
Хочешь жить кучеряво, заведи бигуди!
Но как это - жить кучеряво? Волосы крутили на палочки еще древним фараонам, но не от них же пришла эта наша русская поговорка про кучерявую жизнь?!
Тогда с кем пришла манера украшать себя кудрями? Посмотрим на портреты русских самодержцев. Иван Грозный, первый, предположительно прижизненный портрет немецкого художника. Ни намека на кудряшки.
А вот у его деда Ивана Великого как бы перманент. Как такое может быть? Дед модничал, крутил кудри, а внук предпочитал свои непослушные волосы? Дело в том, что таким ухоженным царя изобразил художник «Царского титулярника» (1672 год), так что едва ли он был кудряв.
На всех портретах Петра I кудряшек нет, но они есть на детском портрете и очевидно локоны наверчены нянюшками, так уж они искуссно разложены по бокам.
Далее начинается пора Романовых, и все барышни этого дома уже завели обычай накручивать волосы. В Европе началась мода на локоны, Бомарше пишет пьесу о парикмахере (очень показательна остро востребованная профессия!) - "Севильский цирюльник", 1775 год.
В 1717 году Петр Великий впервые попадает на светскую вечеринку - ассамблею. Там можно и пофлиртовать и встретиться накоротке с нужными людьми.
Вернувшись домой, он требует от подданных следовать обычаям, принятым в Европе. «Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава» (1718 г).
Европа обзаводится париками. Такую же причуду вводят и при русском дворе. Лысиной более сверкать нельзя.
Французские короли и сами обожают красиво наверченные кудряшки, и того же требуют от подчиненных.
Изначально, парики были карой небес - наказанием за разгульный образ жизни, а вовсе не статусным делом. Так, 23-летний король Франции Людовик XIII преждевременно облысел в 1624 году. До потери волос он имел свои длинные свои натуральные волосы, что говорило о его здоровье и мужественности. Однако лечение определенных болезней ртутью, токсический побочный эффект которой, приводил к выпадению волос, любвеобильности не убавило, но вынудило двор, вслед за монархом, облачиться в парики. Людовику сшили вместе три длинных части прядей - справа и слева на груди и сзади - они создавали впечатление как бы настоящих волос.
Следующий Людовик довел ношение париков до абсурда - ему нравилось все высокое, величественное. Тогда и дамы взгромоздили на голову зверинцы, корабли, райские сады...
Носить парики непросто. Высокие тяжелы, от них болит голова, а при поклонах они норовят слететь с головы.
"Чем выше парик - тем ближе к богу!", - говорил король. В свите короля было 48 мастеров по изготовлению париков. Они привнесли новаторство в ремесло моряков по завязыванию узлов и кружевниц по плетению узоров, - они завязывая пряди волос узлами и переплетая их в замысловатые узоры шелковыми нитями, что создавало эффект струящихся локонов. На один парик идут волосы 10 человек.
Высокие парики - пытка. Они загораются от пламени свечей. В париках поселяется всякая живность. Но Европу учат носить парики, и эту моду перенимаем мы.
Возможно, люди могли бы обойтись и своими волосами, уложенными щипцами, но от регулярной термической укладки волосы ломаются и пучками лезут. Чтобы голова слегка отдохнула, дамы носят чепцы, - чепцы с хорошими кружевами стоят дороже платья.
К одной беде - жечь волосы плойкой, - присоединилась другая. Итальянки научились придавать золотой оттенок темным волосам - покраска идет конской мочой, до обесцвечивания, варварским образом. Сначала выглядит красиво, потом волосы редеют. Без парика никуда. Самые состоятельные покупают десятки париков для разных целей.
Англичан подсаживают на парики во время правления английской королевы Елизаветы I (1558-1603). Стареющая королева скрывала свои редеющие волосы коллекцией из более чем 80 рыжих париков. Придворным приходится также заводить парики. Они дороги, кому денег не хватало - покупали козью шерсть.
При Людовике - Louis XVIII, казалось, стало бы легче. Он провел 23 года в изгнании из Франции, до реставрации носил титул графа Прованского, был вполне волосат, мягок при причине недоступности трона... Но и он носил маленький аккуратный парик. Имеющие хорошие свои волосы завели "тупейных художников", те вертели кудряшки из своих и покупных человеческих волос. Новые состоятельные люди той поры выглядели естественно, но очень кудряво.
Люди подсели на искусственные волны...
Таким образом, на протяжении 1700-х, 1800-х и даже 1900-х годов мода на кудри не проходила. Ухоженный и красивый - значит с локонами и волнами, которых у людей не было от природы, но и генетически кудрявые пользовались бигуди и шипцами для придания волнам нужного направления.
Кудрявость стала синонимом слова "траты". Если нет денег на кучерявую жизнь, то ходишь со своей врожденной шеткой волос на голове. Если живешь кучеряво, то можешь позволить себе завивку.
Кстати, песня, звучащая в фильме "В джазе только девушки" ("Иные любят погорячей" в оригинале), под которую девушки плещутся в море тоже о завитка - о волнах и о перманенте.
« By the Beautiful Sea » — написала в 1914 году, началась первая мировая война, но Америка еще поет про кучерявую жизнь.
Кстати!
Ген PRSS53 влияет на вьющиеся волосы. Ген PRSS53 будет определять форму наших волосяных фолликулов. Прямые волосы имеют круглый волосяной фолликул, а вьющиеся волосяные фолликулы напоминают овал. Если у вас прямые волосы, то ваши волосяные фолликулы идеально круглые. Чем кудрявые ваши волосы, тем более плоская овальная форма волосяного фолликула.
Считается, что природа защищает волосами нашу голову из-за капризов мозга - ему нужно не переохлаждаться и не перегреваться. Волнистые волосы более сухие, они легче отводят влагу при потении и в лучшей степени справляются с терморегуляцией мозга. На этом основании некоторые ученые заявляют, что кудрявые волосы принадлежат людям с более совершенным мозгом. Правда, есть нюансы для каждых рас. На этом я остановлюсь, а то чужие гипотезы могут увести не пойми куда, а я человек доброй воли и уж точно не расист!
Просто будем считать, что кудрявые раньше прямоволосых стали жить кучеряво.