Найти тему

КО ДНЮ СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ. Экспонат под инвентарным номером 3211


За несколько дней до престольного праздника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры - Дня Святой Троицы, начинаем рассказ об экспонате под инвентарным номером 3211 –
«иконе святой Живоначальной Троицы Ветхозаветной, писанной Андреем Рублевым».

Свыше 500 лет, с начала 15 века до 1929 года, икона «Троица», написанная Андреем Рублевым для иконостаса Троицкого собора, находилась в Троице - Сергиевом монастыре. До 1917 года она была храмовым образом, одной из главных святынь обители. С ноября 1918 года, с момента образования Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, икона начала рассматриваться и как музейный экспонат. Формально Сергиевский историко-художественный музей был образован 20 апреля 1920 года, до этого памятниками Лавры заведовала Комиссия по охране Лавры, но сами сотрудники считали годом основания музея 1918 года, а работу Комиссии – первоначальным этапом его становления.

Сергиевский музей, после национализации имущества закрытой в конце 1919 года Лавры, стал обладателем «первой в России по значению ризницы и большого собрания памятников старинной иконописи», ювелирного искусства, шитья и тканей, мелкой пластики и многих других коллекций, охватывающих период времени с 14 до начала 20 веков. В ведении музея оказались многие уникальные памятники, включая древние храмы на территории Лавры, но, безусловно, одним из важнейших, первостепенных по значению экспонатов считалась икона «Троица» письма Андрея Рублева. То, что ей уделялось пристальное внимание, очень хорошо заметно по сохранившейся документации того времени: актам приема - передачи, актам на перемещение в другое место хранения, реставрационным актам, протоколам заседаний Комиссии по охране памятников ТСЛ . Благодаря этим документам теперь, спустя 80 лет, возможно восстановить, хотя бы в общих чертах, историю пребывания рублевской «Троицы» в Сергиевском историко-художественном музее.

-2
-3
-4

26 ноября 1918 года икону «Троица» вынули из иконостаса Троицкого собора для проведения реставрационных работ.

Реставрация еще не была полностью завершена, а члены Комиссии по охране памятников Лавры П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, П.Н. Каптерев и М.В.Боскин, обсудив вопрос о будущем месте хранения Троицы» , пришли к выводу, что лучшее место - иконостас Троицкого собора, аргументируя это тем, что Митрополичьи покои, в которых происходила реставрация, недостаточно надежны с точки зрения охраны и пожарной безопасности .

Помещая икону в Троицкий собор, ее, с одной стороны, возвращали на исконное место, где она продолжала быть храмовым образом и служить объектом поклонения верующих в незакрытом еще монастыре, а с другой стороны, использовали ее уже как музейный экспонат - икона стала доступна для всеобщего обозрения как выдающийся образец древнерусской живописи и как часть интерьера древнего Троицкого собора.

В начале 1919 года икону возвратили в храм. «Троицу» было решено поставить в иконостас без оклада (под ним скапливалась копоть) и под стекло. Оклад же иконы, помещенный на время реставрации в Ризницу, тоже решили оставить в Троицком соборе, но надеть не на саму икону - закрывать окладом письмо преподобного Андрея Рублева было признано недопустимым, а на ее копию конца 16 века.

Выбирая Троицкий собор местом хранения иконы, члены Комиссии, конечно, думали не только о значении иконы для верующих, но и о том, чтобы она находилась в достаточно приемлемых условиях хранения. Помещая икону в собор, ее тем самым думали возвратить в привычную среду, в которой она находилась почти 500 лет. Члены Комиссии прикладывали все усилия, чтобы поддерживать в храме необходимый температурно-влажностный режим.

Икона в "годуновском" окладе. Фотография 1904 года
Икона в "годуновском" окладе. Фотография 1904 года
Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX века. В правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей, сделанное в 1904 году (голова и плечо правого ангела и фон с горкой)
Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX века. В правом верхнем углу на фоне — пробное удаление записей, сделанное в 1904 году (голова и плечо правого ангела и фон с горкой)
Икона в процессе расчистки 1918-19 гг. На одеждах ангела справа видна светлая полоса снятой гурьяновской записи
Икона в процессе расчистки 1918-19 гг. На одеждах ангела справа видна светлая полоса снятой гурьяновской записи

После национализации имущества закрытой в конце 1919 года Лавры Сергиевский музей стал обладателем «первой в России по значению ризницы и большого собрания памятников старинной иконописи», ювелирного искусства, шитья и тканей, мелкой пластики и многих других коллекций, охватывающих период времени с 14 до начала 20 веков. В ведении музея оказались многие уникальные памятники, включая древние храмы на территории Лавры, но, безусловно, одним из важнейших, первостепенных по значению экспонатов считалась икона «Троица» письма преподобного Андрея (Рублева).

Троицкий собор, где находилась икона «Троица», был одним из самых охраняемых объектов музея. В Комиссии по охране памятников ТСЛ справедливо считали, что для обеспечения наилучшей сохранности музейных ценностей необходима комбинированная охрана: материальная (двери, ставни, запоры) и живая сила (сторожа) – «в конце концов никакой запор не убережет от похитителя без наличия живой силы». С конца 1918 года Троицкий собор охранялся стрелковым полком (снят с охраны Троицкого собора и Ризницы 29 апреля 1920 года) и 4 охранниками из числа монашествующих. После образования музея собор охраняли вооруженные круглосуточно дежурящие посты, при нем находился хранитель, живший при музее. Посетители, исключительно те, у кого были удостоверения научных или учебных заведений, а также художники, пускались в храм в составе экскурсионных групп, при наличии не только билета, но и специального разрешения от Комиссии по охране памятников ТСЛ. Эти документы проверялись как при входе, так при выходе из собора. Несколько раз (в связи со сбором средств в помощь голодающим Поволжья, с тяжелым финансовым положением самого музея) разрешался свободный доступ во все отделы музея, даже Ризницу, - но Троицкий собор был исключением.

Чрезвычайно сложная обстановка складывалась в Лавре в отношении пожарной безопасности. Периодически возникали пожары, иногда очень разрушительные, на территории Лавры размещались подрывная и минная лаборатории, склады патронов, керосина и бензина. Комиссия по охране монастыря просила вывезти запасы горючих материалов, закупала противопожарное оборудование, добивалась разбора деревянных пристроек. При возникновении пожара сотрудники эвакуировали экспонаты в безопасные места, одним из которых считался Троицкий собор. Но иногда и он подвергался реальной угрозе быть уничтоженным огнем – ночью 3 января 1923 года толпа учащихся Педтехникума разбрасывала вокруг храма горящие факелы. Один зажженный факел был закинут на крышу Троицкого собора. Лишь случайно в результате этого инцидента храм не пострадал.

Троицкий собор. Начало 20 века
Троицкий собор. Начало 20 века
Троицкий собор. Начало 20 века
Троицкий собор. Начало 20 века
Интерьер Троицкого собора
Интерьер Троицкого собора

Несколько раз "Троица" становилась участницей выставок, проводившихся как в самом музее, так и за его пределами.

1 мая 1920 года в Москве, в I-х Государственных Мастерских (Строгановское училище) открылась II-я реставрационная выставка, на которой были представлены "исключительные по своему художественному значению сокровища", в том числе работы "величайшего художника древней Руси" А. Рублева - деисусный чин из иконостаса кремлевского Благовещенского собора, Звенигородский чин и "вершина древнерусского художественного мастерства" - икона "Троица", освобожденная от скрывавшей ее до 1919 г. "тяжелой уродливо кованной ризы".

Икону взяли на выставку 19 мая . Выставка продлилась все лето 1920 года, однако после ее завершения икона сразу возвращена в музей не была. Несколько раз (в сентябре и ноябре 1920 года, апреле 1921 года) музей обращался в Главнауку с просьбой вернуть взятые на выставку иконы в связи с организацией отдела древнерусской живописи. И только 4 июня 1921 г. "Троицу" возвратили в музей. После того как икону осмотрели и не нашли никаких повреждений, ее поставили на свое место в иконостасе Троицкого собора.

Следующая выставка, экспонатом которой была "Троица", открылась 30 марта 1924 года в Сергиевском музее. На выставке "Искусство XIV и XV веков", размещенной в трех комнатах Наместничьих покоев, были представлены уникальные памятники иконописи, шитья, ювелирного искусства и мелкой пластики этого времени. Однако несколько памятников, в том числе и "Троица", хотя и числились экспонатами выставки, находились не в Наместничьих покоях, а в Троицком соборе. Уже летом 1924 г. выставка приобрела постоянный характер, получив статус одного из отделов музея, но только весной - осенью 1927 г. (после того как в Троицком соборе был нарушен температурно-влажностный режим), "Троицу" временно перенесли в Наместничьи покои.

На "Выставке памятников древнерусского религиозного быта", проходившей в ГИМе в 1926 г. , представлялись многие иконы, экспонировавшиеся на II-ой реставрационной выставке 1920 г. Памятники иконописи, резьбы, литья и шитья XI – начала XIX в. были сгруппированы по иконографическому принципу. В путеводителе по выставке, подготовленном А.И. Анисимовым , рублевская "Троица" значилась под № 90 и никак особо не выделялась автором среди двух других представленных "Троиц", разве что своим более кратким иконографическим изводом.

Лик среднего Ангела
Лик среднего Ангела
Лик левого Ангела
Лик левого Ангела
Лик правого Ангела
Лик правого Ангела

По материалам статьи Кузнецовой Т.В. "Троица" Андрея Рублева как музейный экспонат (1918-1929 гг.)